Центр поддержки
профессиональных союзов
и гражданских инициатив
Беспамятная революция

БЕСПАМЯТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Уроки Кровавого воскресенья

Эта статья была опубликована в 2005 году в журнале «Новое время» к 100-летию Кровавого воскресенья. Случайно попавшись на глаза в долгие зимние вечера новогодних каникул, она показалась мне по-прежнему актуальной и заслуживающей повторного представления общественности. Тем более, как мне кажется, что мало какие СМИ, государственные органы или общественные организации уделят внимание этому до сих пор недостаточно изученному, но всё более забываемому событию. А прошедшие с 2005 года девять лет отечественной истории, увы, во многом лишь подтверждают изложенные автором мысли, выводы, тенденции …   Судите сами.

                                                                             С уважением, Ю.Миловидов.

 

БЕСПАМЯТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Уроки Кровавого воскресенья

9 января 1905 года Николай II не вышел на балкон Зимнего дворца.

Зато на фотографии 1914 года он внимает восторженной толпе

после объявления о вступлении России в войну, которая стала

началом катастрофы для династии и для всей России

 

Для большинства российских граждан события столетней давности (1905-1907 гг.) ассоциируются благодаря обязательному среднему образованию с первой русской революцией, с Кровавым воскресеньем, с попом Гапоном, с кипучей деятельностью большевиков. Для меньшинства это еще броненосец «Потемкин» и крейсер «Очаков», октябрьская политическая стачка и царский Манифест 17 октября, декабрьское вооруженное восстание и появление Государственной думы, рождение партий кадетов и октябристов, а также черносотенных организаций ... Но это все так называемый событийный ряд, а что нам известно о конкретных участниках и очевидцах тех исторических потрясений? Помимо попа Гапона и царя Николая II, на ум мгновенно приходят Ленин, Плеханов, Бауман, Милюков, Гучков, Шмидт, Витте, Булыгин, Столыпин ... Если полистать учебники истории и специальную литературу, можно найти еще несколько десятки фамилий. Но что известно о рядовых участниках событий?

 

«Пусть каждый будет равен и свободен ... »

Взять к примеру тех «двух рослых кузнецов, прикрывших своими телами Гапона» . Кто они, каковы их судьбы, почему оказались рядом с Гапоном и почему ради его жизни пожертвовали своими, что стало с их семьями и есть ли у них потомки? Или кем были те первые убитые 9 января 1905 года «мальчик, несший фонарь, и старик, державший царский портрет»? Кого конкретно мы можем назвать в том множестве людей, убитых и раненых непосредственно на Дворцовой площади, «среди них много детей, шедших с отцами, и школьников, взобравшихся на решетку и деревья Александровского сада. Они были «сняты» пулями карателей». А что нам известно о тех самых карателях, которые, не зная «ни права, ни закона», «цинично и безжалостно» стреляли в своих сограждан и шашками вспарывали им животы? Очевидно, что главными карателями явились царь и его правительство, но кто же был тот, например, офицер из рассказа М.Горького «9-е января», который трижды смертельно выстрелил в «голубоглазого бородатого человека» и «ткнул шашкой в живот» упавшему подростку, а потом «воткнул ее еще раз». И кто же они, оставшиеся безымянными, «голубоглазый бородатый человек» и «упавший подросток»?!

Всего же только в одно воскресенье, ужасное Кровавое воскресенье 1905 года, невинно погибло от рук самодержавной власти более тысячи двухсот человек. Точного количества жертв, по-видимому, не знает никто, т.к. власть, как это всегда бывает, старательно скрыла следы своего кровавого преступления. Прошло сто лет, но мы по-прежнему приводим только сухие безликие цифры человеческой массы. Но ведь те люди боролись и за нашу свободу, за 8-часовой рабочий день, за безопасные условия труда, за наше избирательное право.

Вот лишь некоторые выдержки из петиции царю:

«Мы, рабочие и жители города С. -Петербурга, разных сословий, наши жены, дети и беспомощные старцы-родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.

Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать.

Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь! Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук ...

Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности, в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения ...

Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищалого народа, уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их. Рабочие лишены возможности организоваться в союзы для защиты своих интересов.

Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть, умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты - эксплуататоры рабочего класса и чиновники - казнокрады и грабители русского народа...

Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо (народное) представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собою…

Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов…

У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу… пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим ее!»

Плата по старым счетам

В современных учебниках по истории нет имен тех, кто погиб на Дворцовой площади.

С трудом удалось найти и памятник жертвам 9 января. Он находится на одном из питерских кладбищ, которое так и называется – «Кладбище жертв 9 января». Но почему некогда Преображенское кладбище переименовали уже в годы советской власти и почему там оказался памятник, сказать сложно. Никакой братской могилы или массового захоронения жертв 9 января на нем обнаружить не удалось. Памятник находится в явном запустении и забвении.

Вызывает недоумение отказ питерских властей на просьбу демократической общественности об открытии мемориальной доски жертвам Кровавого воскресенья на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

Мне думается, что многие беды и неудачи нашего народа и нашей страны коренятся в неуважении к собственной истории, в забвении тех людей, которые сознательно или невольно погибли в борьбе или благородном порыве за право на жизнь, за свободу слова, союзов, собраний…за право избирать и контролировать государственную власть.

Между тем всего лишь за 100 лет отечественной истории по вине и попустительстве властей, непосредственно по ее распоряжению погибли десятки миллионов лучших соотечественников, это без учета жертв двух мировых войн. Очевидно, что в числе погибших оказались самые свободолюбивые и самые свободомыслящие граждане, которые не могли  и не хотели жить по лжи, не хотели жить, стоя на коленях.

Может быть, именно поэтому мы сегодня имеем то, что имеем, а именно: унизительно низкую заработную плату; высокий травматизм на производстве, включая смертельный; массовую бедность и безработицу. А еще массовое вымирание населения, бесконечную войну в Чечне, масштабную коррупцию и преступность. Зато мы не имеем массовых социальных протестов против того, что имеем, не имеем развитого гражданского общества, смирились с ограничением свободы слова, собраний, союзов, влачим жалкое и унизительное существование, погрязли в страхе и безысходном тихом одиночестве. И все это на фоне циничной безответственности и непрофессионализма властей и чиновничества.

Цивилизованное успешное развитие нашей страны может протекать только в русле развития демократии. Но демократия – это не просто расхожее народовластие, которое у нас очевидно отсутствует, это прежде всего состояние духа и традиций нации, это состояние души каждого человека, его способность говорить то, что он думает, и так, как чувствует, его способность задавать прямые, порой неудобные вопросы, делать свои выводы и предложения, а в конечном счете – совершать поступки.

Членство и чванство

Взять, к примеру, простейшую проблему противоестественной массовости традиционных профсоюзов. По данным многочисленных социологических опросов, уровень доверия общества к ним сегодня составляет от 2 до 5%. Еще меньше людей участвуют в так называемых массовых акциях протеста, которые правдивее назвать акциями профсоюзного бессилия. А членство в профсоюзах, по данным только Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), зашкаливает среди работающих по найму за 80%. Причем это не просто формальное членство, оно сопровождается обязательной ежемесячной уплатой членских профсоюзных взносов. Авторитет абсолютного большинства профбоссов ФНПР в обществе вообще никакой, если не сказать, что отрицательный, но они годами, а то и десятилетиями бессменно сидят в своих профсоюзных креслах. И никто их оттуда не может вытряхнуть. Меняются президенты, губернаторы, депутаты, а профбоссы словно приговорены к отсидке. От простых людей ничего хорошего о профсоюзах и о профбоссах не услышишь, но и массового выхода из профсоюзов мы не наблюдаем, внятных требований об отставке профбоссов – не слышим. Профначальники, со своей стороны, совершенно не слышат, да и не хотят слышать рядовых членов профсоюзов. Таким образом, в самых, казалось бы, демократичных по своей природе общественных организациях – профсоюзах – мы видим, с одной стороны, массовую нужду и бедность рядовых членов, с другой – неограниченную роскошь, чванство и цинизм профсоюзного начальства. Но если все боятся или по каким-либо другим причинам не желают обуздать профсоюзных чиновников, то что же тогда говорить о чиновниках государственных, тем более о государственной власти.

Похоже на то, что наша власть во всем ее многообразии, особо себя не утруждая, внимательно следит за тем, что происходит в профсоюзах, и делает для себя выводы: если уж в профсоюзах нет никакой демократии, подотчетности и подконтрольности, то чего же нам-то беспокоиться? В результате власть ведет себя вполне адекватно, а точнее – делает с нами все, что захочет. Захотела отменить льготы ветеранам, инвалидам, сиротам, вдовам…- отменила. Захотела разместить баснословный стабилизационный фонд в зарубежных банках – разместила. При этом не считает нужным погашать внутренний государственный долг – и не погашает. Не хочет повышать минимальную зарплату до уровня прожиточного минимума – не повышает. Не желает отвечать за массовую гибель людей при взрывах жилых домов, в метро на стадионах, при захвате заложников в школах и театрах, при отсутствии эффективной охраны труда на производстве – не отвечает. Захотело должностное лицо, пусть оно даже самое высшее в государстве, ограничить права избирателей, отменив, например, выборы губернаторов, - оно это сделало. Во всех случаях нас ни о чем не спрашивают, наше мнение всерьез никого не интересует, нас постоянно ведут: то к коммунизму, то к капитализму, то к социальному государству, то к либеральному; то к выборам, то к назначению…  Если мы забываем о сегодняшних унижениях, то что говорить об истории? Вместе с памятью, по-видимому, умирает и чувство собственного достоинства.

В конечном итоге царское самодержавие жестоко заплатило за «кровавое воскресенье». Исчезла с исторической арены и КПСС, а следом развалился Советский Союз. Но тогда получается, что из всех зол мы, к сожалению, выбираем большее. Значит, скоро в России снова грянет революция, мятеж, бунт, восстание? Уж слишком много в стране нищих и бедных, униженных и оскорбленных этой неизбывной бедностью. Невероятно, но бедными являются не только безработные и бездомные, но и значительная часть работающих людей, прежде всего учителей, работников культуры, науки, здравоохранения, военнослужащих, а также рабочих производственной сферы. Унизительная заработная плата, низкое качество жизни, фактически бесправное положение большинства российских граждан – с одной стороны, и разгул, беспредел монополистов – с другой, все это, вкупе с безответственностью и беспомощностью государственной власти, главные источники социальных взрывов. Вопреки законам истории мы двигаемся вспять к уже однажды пройденным потрясениям.

Юрий Миловидов,  журнал «Новое время», 2005г., №1-2, с.20-21.

 

Здесь и далее: Ушаков А. В. Отечественная история. XX век. М. 1997.

 

 


<< Предыдущая новостьСписок новостейСледующая новость >>

 
 

24.04.2016

Путин даже не вспомнил о профсоюзах

31.03.2016

Медведев переплюнул Шмакова

10.02.2016

Как профсоюзники «освоили» 90 миллионов

09.01.2016

Деление и вычитание

15.10.2015

Торговцы в профсоюзном храме

22.07.2015

От «откатов» до заката

Сегодня

18.10.2017
Яндекс.Метрика


Ссылки
Санатории России

 

115093, г.Москва, ул. Люсиновская, д.39, стр.5, подъезд 1, этаж 4

Тел.: 8 (909) 632-91-46

e-mail: profcenter@inbox.ru

Разработано в 2004