Центр поддержки
профессиональных союзов
и гражданских инициатив
О необходимости повышения эффективности колдоговорной практики

Пилотажное исследование, проведенное специалистами ПРОФЦЕНТРа в марте-апреле 2005 года, показало, что в настоящее время на более чем трех миллионах предприятий страны заключено менее 200 тысяч коллективных договоров, т.е. охват организаций колдоговорами не превышает 7%. Практически колдоговоры отсутствуют на малых и большинстве средних предприятий, в сфере общественного обслуживания и услуг. Значительная часть колдоговоров (свыше 70%) приходится на долю крупных промышленных предприятий, предприятий транспорта, строительства, связи, организаций здравоохранения и образования. Наиболее высокую экономическую и социальную эффективность колдоговорной практики можно отметить на таких предприятиях, как химкомбинат «Акрон» (г. Новгород), Новороссийское морское пароходство «Новошип», нефтяная компания «Лукойл», Тверской вагоностроительный завод, завод «Машиностроитель» (г. Пермь), ОАО «Щуровский цемент» (Московская обл.), Североуральское бокситовое рудоуправление (Свердловская обл.), Челябинский государственный университет и некоторых других.

Однако в абсолютном большинстве случаев колдоговорная работа проводится в основном формально: тексты договоров из года в год просто-напросто переписываются без каких либо изменений, в связи с чем зачастую противоречат обновленному трудовому законодательству; большинство работников о, существовании договоров ничего не знают, поэтому очень низка их правоприменительная востребованность; достигнутые договоренности прежде всего в сфере заработной платы, занятости, охраны труда, социальных гарантий, систематически нарушаются.
Главный недостаток сложившейся колдоговорной практики заключается в том, что от процесса переговоров и принятия колдоговоров и соглашений отстранена подавляющая часть наемных работников. Всю работу по подготовке и принятию колдоговоров проводит весьма ограниченный круг лиц из числа профсоюзных представителей и работодателей. В Челябинской угольной компании, например, генеральный директор подписал коллективный договор со своим помощником по общим вопросам, который одновременно является председателем профкома предприятия.

Но, представляется очевидным, что любой колдоговор — это своеобразная конституция в сфере социально-трудовых отношений, поэтому в его обсуждении и принятии должны участвовать все работники, на которых действие данного колдоговора распространяется. Речь идет об организации и проведении всеобщего голосования работников по вопросу принятия колдоговора. Провести на предприятии процедуру тайного голосования значительно проще, чем провести общее собрание или правомочную конференцию. В Норвегии, например, в основном договоре между Центральным объединением профсоюзов Норвегии и союзом норвежских предпринимателей прямо записано, что «все члены профсоюза, имеющие право голоса, обязаны принимать участие в голосовании» по вопросам заключения соответствующих договоров и соглашений. Эти документы не принимаются до тех пор, пока по ним не проголосуют все члены профсоюза. Аналогичная положительная практика заключения колдоговора уже несколько лет применяется на Тверском вагоностроительном заводе.Таким образом представляется целесообразным законодательно закрепить право и(или) обязанность работника на участие в принятии коллективного договора.

Учитывая, что в Российской Федерации в целом существует достаточная нормативно-правовая база для эффективного функционирования такого важного рычага, каким является коллективный договор, ПРОФЦЕНТР полагает, что, для обеспечения его действенности необходимо проведение дополнительных организационных и популяризационных мероприятий, причем как со стороны государственной власти, так и профсоюзных центров и объединений. Тема государственного значения и эффективности колдоговоров и соглашений могла бы стать ключевой в одном из выступлений или рефреном в серии выступлений Президента России В.В. Путина, председателя Правительства М.Е. Фрадкова, других государственных деятелей, а также представителей профсоюзов и работодателей.

Представляется целесообразным подготовка и рассылка совместного методического письма Правительства РФ, ПРОФЦЕНТРа, объединений профсоюзов и работодателей, ученых с рекомендациями о порядке подготовки коллективного договора, его обсуждения, принятия дополнений и изменений, подписания, организации контроля за исполнением, порядке разрешения споров.

Одновременно необходима широкая разъяснительная работа со стороны работодателей и профсоюзов о необходимости использования коллективных договоров как для эффективной организации производства, так и для защиты прав трудящихся.

Проведение этих мероприятий позволит резко снизить социальную напряженность в производственной сфере и исключить государство из системы взаимоотношений «Работник-Работодатель», оставив за ним контрольную функцию. Разработанный с учетом специфики конкретного предприятия коллективный договор, предусматривающий ответственность, как работодателя, так и работника за нормальное функционирование предприятия, позволит перенести любой возникающий на предприятии спор в рамки судебного разбирательства, т.е. в правовое поле. При этом государство, в лице его судебных органов, окажется в положении «над спором» и утратит необходимость вставать на сторону одного из спорщиков, за исключением обращений в суд от имени прокуратуры (или органов местной власти) за защитой прав трудящихся, либо оспаривая не предусмотренные коллективным договором забастовки и иные акции протеста.

Кроме того, реализация упомянутых коллективных договоров в рамках действующего законодательства позволит государству не только эффективно противодействовать несанкционированным и не предусмотренным Законом выступлениям граждан, инициированным различными «деятелями» сомнительного толка, но и в необходимых с точки зрения Закона случаях, оказывать правовое давление на владельцев предприятий, вплоть до признания их по суду неэффективными собственниками.
Следует отметить, что в 1930-е годы именно таким способом, в судебном порядке, был лишен права собственности на российский автомобильный завод известный американский предприниматель Г. Форд. При этом большая часть политического давления иностранных держав была снята именно потому, что судом были установлены многочисленные факты нарушения коллективного договора.

В этой связи предлагается сформировать межведомственную рабочую группу из числа представителей Правительства РФ, ПРОФЦЕНТРа, объединений профсоюзов и работодателей, поручив ей в срок не более 3-х месяцев провести аудиторскую проверку коллективных договоров основных промышленных предприятий страны и дать конкретные предложения для подготовки соответствующего Постановления Правительства РФ и внесения законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

  Председатель Совета ПРОФЦЕНТРа
М.Б. Кислюк

 


<< Предыдущий разделК оглавлениюСледующий раздел >>

 
 

24.04.2016

Путин даже не вспомнил о профсоюзах

31.03.2016

Медведев переплюнул Шмакова

10.02.2016

Как профсоюзники «освоили» 90 миллионов

09.01.2016

Деление и вычитание

15.10.2015

Торговцы в профсоюзном храме

22.07.2015

От «откатов» до заката

Сегодня

18.10.2017
Яндекс.Метрика


Ссылки
Санатории России

 

115093, г.Москва, ул. Люсиновская, д.39, стр.5, подъезд 1, этаж 4

Тел.: 8 (909) 632-91-46

e-mail: profcenter@inbox.ru

Разработано в 2004