Центр поддержки
профессиональных союзов
и гражданских инициатив
Письмо М.Б. Кислюка Президенту России В.В. Путину о коллективных договорах и РТК

Президенту России
В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

19 апреля 2005 года ПРОФЦЕНТР направил в адрес Вашей Администрации аналитическую записку «О необходимости повышения эффективности колдоговорной практики» (записка прилагается). Данная записка была перенаправлена в Российскую трехстороннюю комиссию (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений , все стороны которой. т.е. правительство, профсоюзы и работодатели дали свои письменные заключения (прилагаются) и сочли возможным вынести вопрос на заседание рабочей группы по социальному партнерству и координации действий сторон РТК.

С учетом письменных замечаний сторон РТК ПРОФЦЕНТР подготовил и представил 9 июня т.г. заседанию рабочей группы РТК проект решения (прилагается) , подготовленный совместно с общероссийскими профсоюзами и профобъединениями, не входящими в ФНПР. С обоснованием аналитической записки и проекта решения на заседании рабочей группы РТК выступили исполнительный директор ПРОФЦЕНТРа Ю.Н. Миловидов и председатель Федерации профсоюзов России, президент Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров С.А. Ковалев. Всего в заседании рабочей группы РТК от ПРОФЦЕНТРа приняли участие 7 человек (список прилагается).

Однако рабочая группа РТК под председательством заместителя председателя ФНПР В.И. Будько фактически проигнорировала все предложения ПРОФЦЕНТРа, общероссийских профсоюзов и профобъединений, не входящих в ФНПР, и ограничилась формальным решением - «принять информацию к сведению». Рабочая группа РТК проигнорировала также информацию С.А. Ковалева о том, что в Ростове-на-Дону разрастается голодовка авиадиспетчеров, о вероятности которой руководство профсоюза неоднократно предупреждало работодателя, не желающего вступать в коллективные переговоры с профсоюзом по вопросу повышения зарплаты.

В связи с изложенным ПРОФЦЕНТР выражает свое неудовлетворение формальным отношением к делу рабочей группы по социальному партнерству и координации действий сторон РТК и предлагает Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вынести вышеобозначенную тему на обсуждение самой Комиссии

ПРОФЦЕНТР обращает Ваше, уважаемый Владимир Владимирович, внимание на необходимость повышения эффективности колдоговорной практики и просит оказать возможное содействие в реализации проекта решения, подготовленного ПРОФЦЕНТРом, совместно с общероссийскими профсоюзами и профобъединениями к заседанию рабочей группы РТК.

  С уважением,

Председатель Совета
ПРОФЦЕНТРаМ.Б. Кислюк

  «19» апреля 2005 г.


О необходимости повышения эффективности колдоговорной практики

Пилотажное исследование, проведенное специалистами ПРОФЦЕНТРа в марте-апреле 2005 года, показало, что в настоящее время на более чем трех миллионах предприятий страны заключено менее 200 тысяч коллективных договоров, т.е. охват организаций колдоговорами не превышает 7%. Практически колдоговоры отсутствуют на малых и большинстве средних предприятий, в сфере общественного обслуживания и услуг. Значительная часть колдоговоров (свыше 70%) приходится на долю крупных промышленных предприятий, предприятий транспорта, строительства, связи, организаций здравоохранения и образования. Наиболее высокую экономическую и социальную эффективность колдоговорной практики можно отметить на таких предприятиях, как химкомбинат «Акрон» (г. Новгород), Новороссийское морское пароходство «Новошип», нефтяная компания «Лукойл», Тверской вагоностроительный завод, завод «Машиностроитель» (г. Пермь), ОАО «Щуровский цемент» (Московская обл.), Североуральское бокситовое рудоуправление (Свердловская обл.), Челябинский государственный университет и некоторых других.

Однако в абсолютном большинстве случаев колдоговорная работа проводится в основном формально: тексты договоров из года в год просто-напросто переписываются без каких либо изменений, в связи с чем зачастую противоречат обновленному трудовому законодательству; большинство работников о, существовании договоров ничего не знают, поэтому очень низка их правоприменительная востребованность; достигнутые договоренности прежде всего в сфере заработной платы, занятости, охраны труда, социальных гарантий, систематически нарушаются.

Главный недостаток сложившейся колдоговорной практики заключается в том, что от процесса переговоров и принятия колдоговоров и соглашений отстранена подавляющая часть наемных работников. Всю работу по подготовке и принятию колдоговоров проводит весьма ограниченный круг лиц из числа профсоюзных представителей и работодателей. В Челябинской угольной компании, например, генеральный директор подписал коллективный договор со своим помощником по общим вопросам, который одновременно является председателем профкома предприятия.

Но, представляется очевидным, что любой колдоговор - это своеобразная конституция в сфере социально-трудовых отношений, поэтому в его обсуждении и принятии должны участвовать все работники, на которых действие данного колдоговора распространяется. Речь идет об организации и проведении всеобщего голосования работников по вопросу принятия колдоговора. Провести на предприятии процедуру тайного голосования значительно проще, чем провести общее собрание или правомочную конференцию. В Норвегии, например, в основном договоре между Центральным объединением профсоюзов Норвегии и союзом норвежских предпринимателей прямо записано, что «все члены профсоюза, имеющие право голоса, обязаны принимать участие в голосовании» по вопросам заключения соответствующих договоров и соглашений. Эти документы не принимаются до тех пор, пока по ним не проголосуют все члены профсоюза. Аналогичная положительная практика заключения колдоговора уже несколько лет применяется на Тверском вагоностроительном заводе.Таким образом представляется целесообразным законодательно закрепить право и(или) обязанность работника на участие в принятии коллективного договора.

Учитывая, что в Российской Федерации в целом существует достаточная нормативно-правовая база для эффективного функционирования такого важного рычага, каким является коллективный договор, ПРОФЦЕНТР полагает, что, для обеспечения его действенности необходимо проведение дополнительных организационных и популяризационных мероприятий, причем как со стороны государственной власти, так и профсоюзных центров и объединений. Тема государственного значения и эффективности колдоговоров и соглашений могла бы стать ключевой в одном из выступлений или рефреном в серии выступлений Президента России В.В. Путина, председателя Правительства М.Е. Фрадкова, других государственных деятелей, а также представителей профсоюзов и работодателей.

Представляется целесообразным подготовка и рассылка совместного методического письма Правительства РФ, ПРОФЦЕНТРа, объединений профсоюзов и работодателей, ученых с рекомендациями о порядке подготовки коллективного договора, его обсуждения, принятия дополнений и изменений, подписания, организации контроля за исполнением, порядке разрешения споров.

Одновременно необходима широкая разъяснительная работа со стороны работодателей и профсоюзов о необходимости использования коллективных договоров как для эффективной организации производства, так и для защиты прав трудящихся.

Проведение этих мероприятий позволит резко снизить социальную напряженность в производственной сфере и исключить государство из системы взаимоотношений «Работник-Работодатель», оставив за ним контрольную функцию. Разработанный с учетом специфики конкретного предприятия коллективный договор, предусматривающий ответственность, как работодателя, так и работника за нормальное функционирование предприятия, позволит перенести любой возникающий на предприятии спор в рамки судебного разбирательства, т.е. в правовое поле. При этом государство, в лице его судебных органов, окажется в положении «над спором» и утратит необходимость вставать на сторону одного из спорщиков, за исключением обращений в суд от имени прокуратуры (или органов местной власти) за защитой прав трудящихся, либо оспаривая не предусмотренные коллективным договором забастовки и иные акции протеста.
Кроме того, реализация упомянутых коллективных договоров в рамках действующего законодательства позволит государству не только эффективно противодействовать несанкционированным и не предусмотренным Законом выступлениям граждан, инициированным различными «деятелями» сомнительного толка, но и в необходимых с точки зрения Закона случаях, оказывать правовое давление на владельцев предприятий, вплоть до признания их по суду неэффективными собственниками.

Следует отметить, что в 1930-е годы именно таким способом, в судебном порядке, был лишен права собственности на российский автомобильный завод известный американский предприниматель Г. Форд. При этом большая часть политического давления иностранных держав была снята именно потому, что судом были установлены многочисленные факты нарушения коллективного договора.

В этой связи предлагается сформировать межведомственную рабочую группу из числа представителей Правительства РФ, ПРОФЦЕНТРа, объединений профсоюзов и работодателей, поручив ей в срок не более 3-х месяцев провести аудиторскую проверку коллективных договоров основных промышленных предприятий страны и дать конкретные предложения для подготовки соответствующего Постановления Правительства РФ и внесения законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

  Председатель Совета ПРОФЦЕНТРа М.Б. Кислюк

  РОССИЙСКАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ
КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
103274, Москва, Краснопресненская наб., 2
тел. 985-45-08; ф. 205-58-97
6июня 2005г.
№ П27-298-РТК


  123001,г.Москва, Гранатный пер.,20
Председателю Совета
ПРОФЦЕНТРа М.Б, Кислюку

Уважаемый Михаил Борисович!

В связи с рассмотрением 9 июня т.г. в 155-00 на заседании рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Ваших предложений по вопросам улучшения практики заключения в организациях коллективных договоров, направляю мнения сторон, представляющих Правительство Российской Федерации, общероссийские объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов по рассматриваемому вопросу.

Приложение: на 4л.



  Ответственный секретарь КомиссииВ.Т. Понизов

***

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


  (Минздравсоцразвития России)
Рахмановский пер., 3, г. Москва, ГСП-4, 127994
Тел.928-44-53, ф.928-50-58
14.05.05 №1489-17


  Секретариат РТК
Краснопресненская наб., 2
Москва, 103274
Центр поддержки профессиональных
союзов и гражданских инициатив
(ПРОФЦЕНТР)
Гранатный пер. 20
Москва,123001

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрело обращение председателя Совета ПРОФЦЕНТРа М.Б. Кислюка по вопросу формирования межведомственной рабочей группы из представителей Правительства Российской Федерации, ПРОФЦЕНТРа, объединений профсоюзов и работодателей с целью проведения аудиторской проверки коллективных договоров основных промышленных предприятий страны и подготовки соответствующих нормативных правовых актов (№ 55-ПЦ от 19.04.05 г.), и сообщает следующее.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами социального партнерства, соответствующими органами по труду (ст. 51 ТК РФ)

Проведение аудиторских проверок коллективных договоров, а также участие представителей Правительства Российской Федервции в подобных проверках законодательством не предусмотренны.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что данный вопрос может быть рассмотрен на заседании рабочей группы по социальному партнерству и координации действий сторон соглашения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, если общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей посчитают это целесообразным.

  Директор ДепартаментаТрудовых отношенийА.Л. Сафонов

***

  Российская трехсторонняя комиссия
по регулированию социально-трудовых отношений

КООРДИНАТОР
СТОРОНЫ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РАБОТОДАТЕЛЕЙ
109017, Россия, Москва,
М Толмачевский пер., 8/11, стр. 3
Тел.: (095)23-25-577
Ф.(095)232-55-77
E-mail: official@ksorr
Исх. РТК-К/26Секритариат РоссийскойДата:27.2005-трехсторонней комиссии по На №П27-240-РТКрегулированию социально-трудовыхОт 29.04.2005г.отношений
В.Т. Понизову



Уважаемый Владимир Трофимович!

В КСОРР рассмотрены предложения председателя Совета ПРОФЦЕНТРа М.Б. Кислюка по вопросам улучшения практики заключения в организациях коллективных договоров.

Считаю, что выводы и предложения М.Б. Кислюка по этим вопросам, в большинстве своем, противоречат общепризнанным принципам социального партнерства, не учитывают законодательно закрепленные права профсоюзов и трудовых коллективов на ведение коллективных переговоров и заключение колдоговоров.

Не могут быть поддержаны предложения автора, о создании какой-либо «межведомственной рабочей группы» по проведению аудиторской проверки заключенных коллективных договоров, так как вопросы содержания коллективных договоров, соответствие их законодательству входят в компетенцию сторон договоров, уполномоченных на это органов по труду, ведущих их регистрацию.

Полагаю возможным рассмотреть предложения М.Б. Кислюка в соответствующей рабочей группе РТК с приглашением на ее заседание автора обращения.

  С уважением,О.Еремеев

***

  Российская трехсторонняя комиссия
По регулированию социально-трудовых отношений

КООРДИНАТОР
Стороны общероссийских объединений профсоюзов

119119, Москва, Ленинский проспект, 42тел.(095)938-73-12
E-mail: shmakov@fnpr.ru ф. (095) 137-06-94
http/www.fnpr.ruНа № П27-240-РТК от29.04.2005

31.05.2005 №101108/80
Ответственному секретарюРоссийской трехсторонней Комиссии по регулированиюСоциально-трудовых отношенийВ.Т. Понизову

Уважаемый Владимир Трофимович!

Профсоюзная сторона Российской трехсторонней комиссии на своем заседании 26 мая т.г. обсудила направленное Вами письмо с просьбой рассмотреть обращение председателя Совета ПРОФЦЕНТРа М.Б. Кислюка в Администрацию Президента Российской Федерации о необходимости повышения колдоговорной практики.

В ходе обсуждения было отмечено, что коллективно-договорная кампания находится под постоянным контролем общероссийских объединений профсоюзов, входящих в РТК. Практически ежегодно готовятся и направляются в членские организации объединений рекомендации по ведению переговоров и заключению колдоговоров и соглашений, разработан макет коллективного договора с учетом действующего Трудового кодекса, разработана и одобрена профсоюзной стороной Комиссии система «Единая переговорная кампания», подготовлены и внесены в специально сформированную группу в Государственной Думе (с участием представителей сторон РТК) предложения по внесению изменений и дополнений в Трудовой кодекс, ежегодно проводится анализ итогов колдоговорной кампании.

втор же обращения, основываясь на результатах исследования, проведенного специалистами ПРОФЦЕНТРа в марте-апреле 2005года, делает среди прочих вывод о том, что несовершенство действующего законодательства приводит к отстранению от переговоров и принятия колдоговоров и соглашений подавляющей части наемных работников. В качестве информации сообщаем, что по данным из 66 регионов в первичныхорганизациях только ФНПР на сегодняшний день заключено 179 тыс. коллективных договоров, что составляет 85, 2 процента от общей численности организаций и охватывает 24 млн. работников.

ассмотрев данное обращение М.Б. Кислюка, профсоюзная сторона Комиссии считает (протокол № 5), нецелесообразным создавать межведомственную рабочую группу из числа представителей Правительства РФ, ПРОФЦЕНТРа, объединений профсоюзов и работодателей. Обозначенные в письме вопросы вполне могут быть качественно решены в рамках Российской трехсторонней комиссии.

  Заместитель Координатора
Профсоюзной стороны РТК,
Заместитель Председателя ФНПРВ.И. Будько

Проект решения
Рабочей группы Российской трехсторонней
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

  г. Москва, 9июня 2005г.

Заслушав и обсудив записку ПРОФЦЕНТРа «О необходимости повышения эффективности колдоговорной практики» и сообщение исполнительного директора ПРОФЦЕНТРа Ю.Н. Миловидова Рабочая группа рекомендует Российской трехсторонней комиссии:

1.заказать ВЦИОМу проведение социологического опроса по колдоговорной проблематике (информированность работников о наличии и значении колдоговоров; практика применения колдоговорных норм; участие работников в принятии колдоговоров и контроле за их выполнением; влияние наличия или отсутствия колдоговоров на социальную напряженность в трудовых коллективах, на эффективность работы предприятия; и т. д.)

2.сформировать из представителей всех заинтересованных организаций, включая ПРОФЦЕНТР, Федерацию профсоюзов авиационных диспетчеров, Российский профсоюз локомативных бригад железнодорожников и других, Временный творческий коллектив (ВТК) с целью изучения практики ведения коллективных переговоров и участия в них работников, а также анализа содержания колдоговоров и их эффективности;

3.обратиться к Правительству РФ с предложением внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект поправок в Трудовой кодекс РФ, в соответствии с которыми восстановить равенство прав всех профсоюзов и профобъединений перед лицом работодателей и государства, в том числе право любого профсоюза на ведение коллективных переговоров и заключение колдоговоров и соглашений, и право на ведение коллективного трудового спора, включая право на проведение забастовки;

4.выступить с инициативой законодательного закрепления права каждого работника на участие в принятии коллективного договора и соответствующей обязанности профсоюза и работодателя на обеспечение данного права;

5.обсудить на одном из заседаний с участием Российского профсоюза локомативных бригад железнодорожников, Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров и профсоюза авиационных работников радиолокации и связи практику разработки и заключения генерального колдоговора в ОАО «РЖД» и отраслевого тарифного соглашения в системе гражданской авиации;

6.актуализировать тему коллективных переговоров и заключения коллективных договоров в СМИ.

Список приглашенных на заседание рабочей группы Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений от ПРОФЦЕНТРа


1.Вощинин Александр Владиславович-советник председателя Совета ПРОФЦЕНТРа
2.Говорова Наталья Викторовна - старший научный сотрудник института Европы РАН
3.Куликов Евгений Александрович - председатель Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ)
4.Ковалев Сергей Анатольевич - президент Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров России, председатель Федерации профсоюзов России
5.Миронов Владимир Иванович - эксперт Независимого экспертного правового Совета, профессор, доктор юридических наук
6.Миловидов Юрий Николаевич - исполнительный директор ПРОФЦЕНТРа
7.Южаков Алексей Юрьевич - председатель профсоюза авиационных работников радиолокации, радионавигации и связи России

  Председатель Совета
ПРОФЦЕНТРаМ.Б. Кислюк

 


<< Предыдущая новостьСписок новостейСледующая новость >>

 
 

24.04.2016

Путин даже не вспомнил о профсоюзах

31.03.2016

Медведев переплюнул Шмакова

10.02.2016

Как профсоюзники «освоили» 90 миллионов

09.01.2016

Деление и вычитание

15.10.2015

Торговцы в профсоюзном храме

22.07.2015

От «откатов» до заката

Сегодня

18.10.2017
Яндекс.Метрика


Ссылки
Санатории России

 

115093, г.Москва, ул. Люсиновская, д.39, стр.5, подъезд 1, этаж 4

Тел.: 8 (909) 632-91-46

e-mail: profcenter@inbox.ru

Разработано в 2004