Центр поддержки
профессиональных союзов
и гражданских инициатив
Из истории охраны труда

Охрана труда: вчера, сегодня, завтра

Наивысшим приоритетом всякой деятельности являются человеческая жизнь и здоровье, об этом свидетельствует и логика экономического развития. Охрана труда - ключевой институт социальной политики современного государства. Генезис этого явления происходил в 19 веке параллельно с процессом индустриализации в Европе. В далеком от нас 1802 году в Великобритании Парламент издал акт об охране здоровья, этике поведения мастеров и подмастерьев на ткацких и других фабриках. Надзор за его исполнением сначала осуществлялся добровольцами и, оказавшись неэффективным, был через 30 лет возложен на «лиц, занимающих высокое положение». Назначение первых четырех «инспекторов», в функции которых входил надзор за длительностью рабочего времени, общими условими труда и проблемами детей и подростков, можно считать рождением современной инспекции труда. Однако еще во времена, предшествующие нашей эре, отец медицины, Гиппократ уловил связь между легочными заболеваниями и скальной пылью в каменоломнях. В античном мире передовые представители науки уже осознали понимание рисков, связанных с трудовой деятельностью, необходимость и целесообразность их предотвращения, а в средние века в Европе уже имелось представление о связи различных ремесел с определенными опасностями для здоровья.

В течение 19 века большинство европейских стран постепенно приняло законодательство, адекватное новым тенденциям в развитии промышленности (в Германии и Франции акты об охране труда были приняты и начали действовать к середине века). В 1890 году на конференции в Берлине представители пятнадцати государств приняли первые международные нормы труда и утвердили положение о надзоре за сферой охраны труда, осуществляемом специально подготовленными квалифицированными специалистами, назначенными правительством и независимыми ни от работодателей, ни от работников. Все эти события происходили на фоне ужасающих условий работы, имеющих место в период индустриализации и применения массового труда. В то же самое время наиболее передовые предприниматели Великобритании, Германии и Франции стали выдвигать идею об ответственности и необходимости государственного вмешательства в область охраны труда, ставить вопрос о конституционной обязанности правительства защищать жизнь и здоровье своих трудящихся.

Разумеется, все эти действия были обусловлены, прежде всего, чисто экономическими соображениями, стремлением повысить конкурентоспособность и прибыльность, но не были они лишены и социальной составляющей, правда, не всегда оправданной гуманистической точкой зрения. Правящие круги были озабочены тем, что непосильный и опасный труд подрывает здоровье и лишает жизни их сегодняшних и будущих солдат. Очевидно, что движущей силой в формировании критериев достойных условий труда стали политические, экономические и отчасти социальные приоритеты тогдашнего общества.

Адекватное понимание существа общественных процессов в начале нашего века делает эффективную охрану труда необходимой составляющей политики любой цивилизованной страны. Содержание понятия охраны труда наполняется сегодня новым смыслом, однако, в эпицентре дискуссий и по сей день остаются вопросы безопасности, здоровья и благосостояния трудящихся. В широком смысле термин «охрана труда» может включать в себя следующие понятия: безопасность и гигиену труда, общие условия труда и производственные отношения, вопросы, связанные с наймом на работу и проблемы социального обеспечения. В различных странах действуют одно- или многофункциональные системы охраны труда. В сферу действия однофункциональной системы входят лишь вопросы безопасности и гигиены. К сожалению, в нашей стране, наверное, как ни в одной другой, проблемы безопасности на рабочем месте сверхактуальны, наиболее болевой точкой была и остается смертность и травматизм в процессе трудовой деятельности. Для преодоления этих не просто негативных, но и вопиющих тенденций необходимо аппелировать и к государственным институтам, и к социальным партнерам, целью эффективной политики которых в этой области должно стать создание системы по совершенствованию условий труда и производственной сферы. Системный подход подразумевает реализацию принципов по предотвращению и полному устранению профессиональных рисков, защиту социальных прав трудящихся, а, следовательно, совершенствование общих условий труда и систем подготовки и обучения в сфере охраны труда, усиление ответственности работодателя.

Основной принцип функционирования системы охраны труда - ответственность правительства, которое призвано встроить ее в систему социально-трудовой политики и практики. Второй принцип - необходимость самого тесного сотрудничества всех заинтересованных партнеров: государства, работодателей и трудящихся, а также эффективного сотрудничества с исследовательскими институтами, университетами, экспертами при координирующей роли государства. И, наконец, стратегической инициативой сегодняшнего дня становится ориентирование на предупреждение происшествий, профессиональных заболеваний, разногласий и конфликтов. Таким образом, необходима концепция, целью которой являлось бы избежание различных технических, психологических, социальных и экономических рисков. Предупреждение происшествий и несчастных случаев на рабочем месте созвучно среднесрочным и долгосрочным целям современной социально-экономической политики как на национальном, так и на отраслевом и производственных уровнях, содействует повышению конкурентоспособности предприятий, мотивации служащих и безопасности занятости.

Элементом успешной стратегии охраны труда является трехстороннее взаимодействие, имеющее несколько целей и преимуществ. Оно дает возможность всем заинтересованным лицам быть активно вовлеченными в вопросы, представляющие взаимный интерес, способствуя пониманию как общих интересов, так и противоречий. Эффективное сотрудничество послужит не только более высокой производительности труда, улучшенному качеству, но и оптимальной охране труда, и, как следствие, минимизации конфликтов и случаев вмешательства инспекции по охране труда. Среди последствий неэффективной охраны и гигиены труда, кроме людских потерь и травматизма имеются также производственные и финансовые проблемы: потеря производительности труда, недоиспользование дорогостоящего оборудования, снижение экономии, неблагополучный психологический климат в коллективе, утрата опытного квалифицированного персонала, доплаты за риск, а также выплата компенсаций, штрафов, юридические расходы. Здесь же необходимо упомянуть и о конфликтах с профсоюзами, общественными организациями, что в большинстве случаев наносит ущерб репутации компании и, часто, особенно для частного бизнеса, влечет за собой потерю клиентуры, заказчиков и лицензий.

Среди будущих приоритетов в сфере охраны труда важнейшей тенденцией является перенесение упора деятельности на предупреждение и профилактику проишествий и катастроф, причем большую роль здесь могут и должны играть профсоюзы, принимая участие в управлении охраной труда на предприятии, способствуя укреплению приверженности его руководства делу безопасности на рабочем месте. Стремительные перемены и новации в мире труда, возрастающий объем трудового законодательства, сегментация рынка труда, а также взаимопроникновение экономических и социальных проблем, ставят перед властью и социальными партнерами совершенно новые задачи. Для учета новых реалий технического прогресса и научных достижений возникнет, да и уже сейчас возникает необходимость регулярного пересмотра политики и практики охраны труда. Совершенно очевидно, что рыночная экономика не в состоянии адекватно регулировать эту сферу. Сегодня многим компаниям и предприятиям необходимо задуматься не только об экономических, но и о социальной и экологической составляющих своей деятельности, взять на вооружение принцип трех «П»: прибыль, персонал, планета. Без сомнения, важнейшая роль в подобной стратегической инициативе принадлежит охране труда.

Охрана труда экономически выгодна - этот вывод сегодня очевиден. Совершенствование норм охраны труда соответствуют как интересам каждого работника и предприятия, так и в целом всему народному хозяйству. Затраты на охрану труда окупаются как в масштабах страны, так и на уровне отдельного производства. По меньшей мере, 4% ВВП в Российской Федерации ежегодно теряется по причине несчастных случаев и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью. Для обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда, нашей стране необходима Национальная программа по охране труда, которая включала бы в себя национальную политику, стратегию и алгоритм действий в соответствии с принципами и задачами в этой области, провозглашенными на самом высоком уровне.

Безусловно, безопасность на рынке труда заслуживает приоритета перед остальными факторами социально-экономической безопасности. Хотя в условиях современного российского общества большинство людей вынуждены больше внимания уделять вопросам трудоустройства и заработной платы, а не проблемам улучшения охраны труда. В силу бедности населения и растущей безработицы трудящиеся в основном руководствуются принципом «Наиболее плохие условия труда - это отсутствие работы». Центр поддержки профсоюзов и гражданских инициатив - ПРОФЦЕНТР предлагает вместо конфликта - баланс интересов, непрерывный процесс диалога на уровне предприятия. Учрежденная Советом ПРОФЦЕНТРа для объединения усилий по контролю за соблюдением трудового законодательства всеми субъектами охраны труда Межотраслевая Комиссия по охране труда проводит масштабную компанию в поддержку защиты жизни, здоровья и интересов работников наемного труда, готова оказать профессиональное содействие в создании и осуществлении такой программы. Сделать мир труда более здоровым и безопасным - наша общая цель.

 


<< Предыдущее письмоВсе письмаСледующее письмо >>

 
 

31.10.2017

Путин опять позабыл о профсоюзах, зато профбоссы успели его «лизнуть»

24.04.2016

Путин даже не вспомнил о профсоюзах

31.03.2016

Медведев переплюнул Шмакова

10.02.2016

Как профсоюзники «освоили» 90 миллионов

09.01.2016

Деление и вычитание

15.10.2015

Торговцы в профсоюзном храме

Сегодня

16.12.2017
Яндекс.Метрика


Ссылки
Санатории России

 

115093, г.Москва, ул. Люсиновская, д.39, стр.5, подъезд 1, этаж 4

Тел.: 8 (909) 632-91-46

e-mail: profcenter@inbox.ru

Разработано в 2004