Центр поддержки
профессиональных союзов
и гражданских инициатив
Материалы к конференции

О взрыве на шахте «Тайжина» (Кузбасс)


  Резолюция первого всероссийского рабочего съезда

  г.Москва, 10 июля 2004 г

Несмотря на спад объемов производства, производственный травматизм не сокращается, а растет. Будто не замечая этого, власть, собственники, работодатели проявляют преступное безразличие к этой более чем проблеме-беде. Бесчувственность, бесчеловечность, безразличие - определяющие черты властной стороны в контактах и диалогах с населением, людской массой, наемными работниками, в нештатных и даже трагических обстоятельствах.

Не стала исключением и прогремевшая на весь мир трагедия на шахте «Тайжина» в Кузбассе, унесшая жизни 47 шахтеров. 10 апреля т.г., в субботу, в 6 часов 50 минут под конец ночной смены на шахте прогремел взрыв метана. Погибшие были обезображены взрывом так, что это трудно передать; некоторые тела поднимали в мешках, фрагментами.

Специалисты и профессионалы-горняки видят первопричину трагедии на шахте в т.н. «человеческом факторе», а именно в алчности хозяев, в полном пренебрежении Правилами безопасности в угольных шахтах.. Имели место заинтересованность хозяев в сверхприбыли, выемка угля велась с нарушением требований охраны труда и промышленной безопасности. Можно отметить небескорыстный сговор хозяев шахты и госчиновников в сокрытии истинных причин трагедии. Первопричиной трагедии является нежелание власти четко определиться, какое количество угля Кузбасс может выдать на-гора без ущерба для населения и природы. Безоглядный и неоправданный рост количества добываемого угля ведет к тому, что шахтеры расплачиваютя своими жизнями за хозяйскую прибыль.

Как и следовало ожидать, правительственная комиссия по рассмотрению аварии на шахте «Тайжина» под председательством главы Федерального агентства по энергетике Сергея Оганесяна из причин взрыва «человеческий фактор» исключила полностью». В акте расследования приведены всевозможные причины, противоречащих на каждом шагу Правилам безопасности в угольным шахтах, кроме главной, что к катастрофе привело грубейшее нарушение технологического процесса добычи угля. Главный вывод комиссии: во взрыве шахты никто не виноват, кроме обстоятельств. Иными словами, за гибель 47 горняков не понесут ответственности ни руководитель шахты, ни ее собственник, ни отраслевые чиновники.

Всероссийский рабочий съезд оценивает работу правительственной комиссии по расследованию аварии на шахте «Тайжина» как провальную. Налицо сговор федеральных и региональных чиновников с владельцами предприятий. Подобную тенденцию можно остановить совместными протестными действиями, борьбой за новый стиль отношений работников наемного труда с одной стороны и хозяев, а также солидарных с ними чиновников госаппарата - с другой. Необходимо преодолеть собственное долготерпение и рабскую покорность, научиться неуступчивой требовательности к тем, кто должен отвечать за безопасность труда. Хватит зарабатывать на жизнь ценой жизни.

Всероссийский рабочий съезд предлагает правительству вернуться к расследованию причин трагедии на шахте «Тайжина», считать выводы комиссии под руководством С.Оганесяна неудовлетворительными, привлечь к суду в меру вины частновладельцев, наказать за недобросовестность членов комиссии, провести новое расследование причин трагедии, сделать из них глубокие выводы относительно ценности жизни человека труда.
Всероссийский рабочий съезд предлагает органам законодательной власти расширить полномочия профсоюзов и их представителей в сфере контроля за охраной труда на производстве, повысить ответственность соответствующих государственных структур, работодателей и собственников предприятий за общий уровень и конкретные случаи травматизма работников на производстве.

Из доклада Оргкомитета на Всероссийском рабочем съезде. «О развитии социально - трудовых отношений и актуальных проблемах профсоюзного и рабочего движения».
Москва, 10 июля 2004 г

.

…Кто привлечен к ответственности за гибель 67 горняков на шахте «Зыряновская» (г. Новокузнецк) в декабре 1997 года, кто ответил за гибель 127 шахтеров на шахте «Центральная» (г. Воркута) в январе 1998 года, кто в ответе за гибель 12 горняков на шахте «Зиминка» (г. Прокопьевск) в июне 2003 года? Увы, подобных вопросов можно задать очень много. Только ответов на них пока нет!

10 апреля текущего года в 6 часов 50 минут под конец ночной смены, в субботу, накануне светлого праздника Воскресения Христова очередной взрыв метана прогремел на шахте «Тайжина» в Кузбассе. Погибло 47 человек. Тела были так обезображены взрывом, что если бы мать или жена увидели это, не возможно представить что бы было. Взрыв и пожар были такой силы, что на одном из тел остался только брезентовый ремень. Их поднимали в мешках, некоторые тела - фрагментами.

Я прошу всех присутствующих почтить память погибших на «Тайжине», всех погибших на производстве и от рук террористов минутой молчания. Спасибо.

В 21-ом веке, в мирное время мы гибнем как на войне. Счет идет не на десятки и сотни, на тысячи погибших. Причин этому множество, но я назову главную-это безответственность и непрофессионализм государственных чиновников, собственников и работодателей. Подумать только, правительственная комиссия по расследованию аварии на шахте «Тайжина» под председательством главы Федерального агентства по энергетике Сергея Оганесяна из версий причин взрыва «человеческий фактор исключила полностью». К катастрофе привело, как указано в акте, «внезапное обрушение пород, сопровождавшееся выделением метана и замыканием кабеля электроснабжения». Главный вывод комиссии: во взрыве шахты никто не виноват, кроме обстоятельств. Иными словами за гибель 47 горняков ни руководитель шахты, ни ее собственник, ни отраслевые чиновники ответственности не понесут. Категорически не согласившись с выводами государственной комиссии, Центр поддержки профсоюзов и гражданских инициатив-ПРОФЦЕНТР инициировал создание независимой комиссии под председательством вице-президента Всероссийской конфедерации труда Николая Штыркова для организации и проведения независимого расследования трагедии на шахте «Тайжина» с последующим информированием широкой общественности о полученных результатах и выводах. Необходимость создания независимой комиссии косвенно подтвердил и первый заместитель председателя Российского профсоюза угольщиков Рубен Бадалов. По его мнению, «человеческий фактор в этой катастрофе все-таки есть. Если бы в шахте была достаточная вентиляция, избыточный метан смог бы выйти оттуда, не спровоцировав взрыва. Кроме того, кровлю шахты следовало закрепить надежнее, тогда бы она не обвалилась. Причина взрыва к тому же в потогонной системе эксплуатации горняков». Старейший горняк с тридцатилетним стажем, один из лидеров рабочего движения Кузбасса Александр Асланиди еще более категоричен. По его мнению, собственнику шахты легче и выгоднее похоронить людей, чем инвестировать финансы в новое, современное оборудование. Искренне сочувствуя своим братьям шахтерам, которым надо где-то зарабатывать, чтобы кормить и учить детей, вырастить их, Александр Асланиди делает печальный вывод о том, что шахтеры к своему рабскому состоянию привыкли. Один раз с коленок поднялись в 1989 году, и давно опять уже на коленях.

Складывается такое впечатление, что наше общество мертво, а если не общество как таковое, то так называемое гражданское общество, о необходимости которого неустанно твердят многие общественно-политические и государственные деятели. А ведь начинается все с малого. Хотя бы с того, что где-то, когда-то работнику не выплатили вовремя зарплату, а он постеснялся или побоялся ее потребовать. Вот здесь и могли бы прийти на помощь профсоюзы - традиционные объединения граждан в сфере борьбы за социально-экономические интересы и трудовые права.

Проект резолюции ко второму всероссийскому рабочему съезду «Об охране труда, жизни и здоровья человека»

В нашей стране, наверное, как ни в одной другой, вопросы безопасности на рабочем месте сверхактуальны, центральной проблемой была и остается смертность и травматизм в процессе трудовой деятельности. По статистике в неудовлетворительных условиях трудятся более трети работающих, а износ оборудования по официальной оценке составляет более 80%. Это приводит к тому, что в России количество пострадавших со смертельным исходом - более 6 тыс человек в год, травмируется более 100 тыс, около 15 тыс человек становятся инвалидами по трудовому увечью и профзаболеванию (эти цифры напрямую связаны с сокращением продолжительности жизни, особенно мужчин). Однако эти данные не полностью раскрывают суть и масштабность проблемы. Например, в противовес рекомендациям Международной организации труда (МОТ), в Российской Федерации не признаются профессиональными сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и ряд других. При этом случаи со смертельным исходом на производстве - это только верхушка айсберга. К сожалению не все несчастные случаи на производстве фиксируются, несомненно, также и то, что большинство профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве можно предотвратить. Согласно высказанной позиции, а также во исполненение резолюции Первого заседания Всероссийского рабочего съезда «О взрыве на шахте «Тайжина» (Кузбасс)», считаем необходимым провести новое расследование причин масштабной катастрофы на шахте «Тайжина», унесшей жизни 47 шахтеров. Не вызывает сомнений тот факт, что руководством и владельцами шахты было допущено грубое нарушение основ охраны труда. Требуем, чтобы все виновные за гибель горняков были наказаны.

Обеспечение безопасных условий труда - вопрос не только исполнения гарантий Конституции Российской Федерации, но экономической необходимости и социальной справедливости. Совершенствование норм охраны труда отвечает как интересам каждого работника и предприятия, так и в целом всему народному хозяйству. По меньшей мере, 4% ВВП в Российской Федерации ежегодно теряется по причине несчастных случаев и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью.

В целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда, съезд призывает руководителей государства сделать охрану труда неотъемлемой частью экономической безопасности государства. Предлагаем образовать Правительственный Совет по охране труда и промышленной безопасности для разработки новой, адекватной мировым стандартам и вызовам современного производства Национальной программы по охране труда, включающей в себя национальную политику, стратегию и алгоритм действий в соответствии с принципами и задачами в этой области, провозглашенными на самом высоком уровне. Механизмы реализации программы должны включать наличие Коллективного договора в организации и Трудовой процессуальный кодекс, которые позволят более полно регламентировать требования трудового законодательства и рассмотрение споров в сфере трудовых отношений.

Учрежденная Советом ПРОФЦЕНТРа Межотраслевая Комиссия по охране труда проводит масштабную компанию в поддержку защиты жизни, здоровья и интересов работников наемного труда, готова оказать профессиональное содействие в создании и осуществлении такой программы.

Наша общая цель - сделать мир труда более здоровым и безопасным.

Из проекта Доклада Председателя Совета ПРОФЦЕНТРа М.Б. Кислюка Второму Всероссийскому рабочему съезду «Уроки первой русской революции и современные задачи профсоюзного и рабочего движения России»


 

22 января 2005 года, г. Москва


…Вторым важнейшим направлением деятельности Всероссийского рабочего съезда и ПРОФЦЕНТРа стали актуализация и поиск путей решения проблемы охраны труда на производстве. Основным документом в этом направлении для нас явилась и остается резолюция Первого заседания Всероссийского рабочего съезда «О взрыве на шахте «Тайжина» (Кузбасс)». И хотя государственные органы, собственники шахты и работодатели пытаются уйти от ответственности за гибель 47 шахтеров, навязывая нам вывод о том, что в причинах взрыва не было человеческого фактора, мы не снимаем данный вопрос с контроля и добиваемся от Генеральной прокуратуры, Совета безопасности России проведения более тщательного и объективного расследования, а также соответствующего неотвратимого наказания виновных. Смею утверждать, что наша настойчивость по расследованию причин трагедии на шахте «Тайжина» побуждает государственных чиновников, собственников предприятий и работодателей, хотя и медленно, но неуклонно менять свое отношение к проблемам охраны труда, а в случаях аварий, в том числе аналогичных с «Тайжиной» находить и привлекать к ответственности виновных. Подтверждением тому, хотя и печальным, явилось качественно иное расследование причин трагедии на шахте «Листвяжная», произошедшей в Кузбассе 28 октября 2004 года. В данном случае, во многом похожим на случай с «Тайжиной», государственная комиссия довольно оперативно обнаружила человеческий фактор и конкретных виновных. Необходимая объективность была проявлена и со стороны Генеральной прокуратуры и со стороны средств массовой информации, в том числе «Российской газеты».

Мы твердо убеждены, что наивысшим приоритетом всякой деятельности являются человеческая жизнь и здоровье, что состояние охраны труда на производстве лежит в плоскости национальной безопасности государства. Исходя из этого, Совет ПРОФЦЕНТРа утвердил 2-го ноября 2004 года Межотраслевую комиссию по охране труда. В состав комиссии вошли профсоюзные лидеры, опытные специалисты, представители общественных организаций. Возглавил комиссию сопредседатель Совета ПРОФЦЕНТРа, председатель Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников, вице-президент Конфедерации труда России - Евгений Александрович Куликов. В ближайших планах комиссии - организация постоянно действующего семинара по вопросам охраны труда, налаживание контактов с профсоюзными инспекциями по охране труда, с заинтересованными государственными органами и ведомствами, со средствами массовой информации, создание сети региональных общественных комиссий по охране труда. На рассмотрение нашего съезда комиссия выносит проект резолюции по охране труда.

В девяностые годы прошлого столетия было создано новое законодательство об охране труда и промышленной безопасности применительно к новым политическим и социально-экономическим условиям. Были приняты Федеральные законы: «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда» (1993 год), «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (1999 год), «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 год), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 год), Трудовой кодекс Российской Федерации (2001 год) и другие законы, имеющие отношение к данной проблеме.

Эти законы, несмотря на имеющиеся недостатки, позволили создать правовую основу для создания системы управления охраны труда на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и непосредственно в организациях, где практически решаются вопросы сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Однако состояние условий труда остается пока весьма неудовлетворительным, уровень производственного травматизма и, особенно, профессиональных заболеваний остается достаточно высоким.

В неудовлетворительных условиях по данным государственной статистики работают более 21 процента от общего числа работающих в производственном секторе экономики. Наметилась тенденция ежегодного роста числа работающих в таких условиях.

Ежегодно на производстве травмируется более 100 тысяч человек, в том числе погибает более 5 тысяч, около 15 тысяч становятся инвалидами по трудовому увечью и профзаболеванию.

При этом необходимо отметить, что список профессиональных болезней в российском законодательстве искусственно сокращен вопреки стандартам Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения. Порядка 40% работников в стране получают компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда. Расходы на эти выплаты и льготные пенсии в 1,5 раза превышают средства, расходуемые на мероприятия по охране труда.

В действительности показатели производственного травматизма значительно выше т. к. широкое распространение получила практика сокрытия несчастных случаев, в том числе и со смертельным исходом. Как правило, практически не расследуются несчастные случаи, происшедшие с работниками из стран СНГ, так называемыми гастербайтерами.

За 2004 год по оперативным данным Федеральной службы труда и занятости и Фонда социального страхования Российской Федерации на производстве травмировалось 100 тысяч человек, в том числе погибло около 5 тысяч.

В организациях, подконтрольных бывшему Госгортехнадзору России, в 2003 году произошло 213 аварий, погибло 379 человек, в 2002 году соответственно 207 и 363. Не улучшилось положение и в 2004 году.

В угольной промышленности, как наиболее травмоопасной, за 10 лет количество аварий снизилось почти в два раза, смертельный травматизм с 328 человек в1993 году до 84 в 2003 году. Однако главной причиной снижения аварий и смертельного травматизма явилось закрытие более 170 опасных угольных предприятий. Горные работы в настоящее время проводятся в значительно лучших горно-геологических условиях, возросла доля добычи угля открытым способом.

И все же уровень производственного травматизма в угольной промышленности России остается одним из самых высоких в мире. Более 40 процентов шахтеров работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, что почти в 2,5 раза превышает этот показатель по стране. Уровень профессиональной заболеваемости самый высокий среди отраслей промышленности. Наметилась тенденция ухудшения этих показателей.

Утверждение отдельных руководителей о том, что на частных шахтах состояние охраны труда и промышленной безопасности улучшилось, является преждевременным, о чем свидетельствует участившиеся в 2004 году аварии с человеческими жертвами. Причинами аварий с человеческими жертвами практически остаются те же, что и 10-20 лет назад, это и отсутствие надежной техники и технологии, защитных устройств. Вместо «плана любой ценной» сейчас действует принцип «прибыль любой ценой» с соответствующими последствиями. Не случайно поэтому Совет ПРОФЦЕНТРА обратился в контрольное управление Президента Российской Федерации с предложением о проведении проверки состояния системы контроля за обеспечением безопасных условий труда в угольной отрасли. Соответствующее обращение направлено в Федеральную службу по труду и занятости.

Следует отметить, что тенденция интенсификации труда при наличии ограниченных финансовых ресурсов на модернизацию и техническое перевооружение отраслей экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе, может привести к резкому скачку травматизма и профзаболеваний.

Одной из основных причин такого положения дел на наш взгляд является отсутствие государственной стратегии в решении проблем охраны труда в стране, должного взаимодействия в деятельности органов и организаций, занимающихся этой проблемой.

В ходе административной реформы снижен статус Федеральной инспекции труда, ее численность в очередной раз сокращена, что естественно отрицательно скажется на эффективности государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. (Численность инспекции труда составляет чуть более 3 тысяч человек на 3 млн. хозяйствующих субъектов).
На наш взгляд, четыре года назад неоправданно был упразднен институт внештатных государственных инспекторов труда. ПРОФЦЕНТР и Межотраслевая комиссия по охране труда совместно с ведущими профобъединениями страны намерены в ближайшее время инициировать восстановление внештатных государственных инспекторов труда.

Снижению эффективности общественного контроля профсоюзами и иными представительными органами работников во многом способствовало отсутствие в Трудовом кодексе Российской Федерации гарантий уполномоченным по охране труда и членам комиссий по охране труда в организациях.

По нашему глубокому убеждению охрана труда должна являться неотъемлемой частью экономической безопасности государства и требует решения таких фундаментальных задач, как создание эффективной организационной структуры управления охраной труда, экономических механизмов стимулирования улучшения охраны труда и производственной среды в целом, определения «цены» безопасного труда, экспертизы действующих нормативных актов в этой области.
Считаю целесообразным от имени нашего съезда предложить Правительству России выделить в своей деятельности специальное направление по проблемам охраны труда и промышленной безопасности. К тому же Правительству России уже давно пора обсудить проблему охраны труда и промышленной безопасности в стране на одном из своих заседаний. В ходе подготовки данного вопроса целесообразно провести комплексные проверки состояния охраны труда и промышленной безопасности в отдельных субъектах Российской Федерации и отраслях экономики. Со своей стороны мы всемерно готовы участвовать в этой работе.

В соответствии с резолюциями Первого заседания Всероссийского рабочего съезда «Десять шагов к европейскому качеству жизни» и «О взрыве на шахте «Тайжина» (Кузбасс)» мы настоятельно предлагаем органам законодательной власти страны расширить полномочия профсоюзов и их представителей, иных представительных органов работников в сфере контроля за охраной труда на производстве, повысить ответственность государства, работодателей и собственников предприятий за общий уровень и конкретные случаи травматизма работников на производстве.


  Выдержки из книги - Тулеев А.М., Шатиров С.В. «Уголь России в XXI веке: проблемы и решения», Коллекция «Совершенно секретно», Москва 2003.

…СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Старшим поколениям наших соотечественников памятен пре­стиж шахтерской профессии, памятно, каким почетом сопровож­дались трудовые достижения и простого рабочего, занятого в этой отрасли, и инженера-рационализатора, и ученого, посвятившего свой талант развитию угольной промышленности. Сколько зах­ватывающих книг было написано о труде шахтеров, сколько сня­то фильмов, сколько сложено песен, которые и сегодня с удо­вольствием поют люди... День шахтера был поистине всенарод­ным праздником в Советском Союзе.

Все это имеет достаточно простые и понятные объяснения. В 30-е гг. страна совершала индустриальный рывок, который вы­вел ее в число самых развитых промышленных держав планеты, а уголь, как известно, был «хлеб индустриализации». Невозмож­но переоценить вклад шахтерского труда в обеспечение победы над фашизмом в Великой Отечественной войне, в восстановле­ние разрушенного хозяйства - в конечном счете, в создание того фундамента, на котором поднялись герои нового времени: атом­щики, космонавты, ученые, раздвигающие своим интеллектом горизонты знания.

Но если сегодня, как мы убедились, с развитием угольной от­расли снова связывается энергетическая безопасность страны, если развитие нашей экономики снова нуждается в «угольной подпитке», если общество осознало, что резервы отрасли не только не исчерпаны, но в новых условиях превосходят потенциал дру­гих секторов энергетики, то и социальное положение шахтеров должно соответствовать этим выводам.

Как же в действительности обстоят дела в социальной сфере угольной промышленности? Что можно и нужно предпринять, чтобы исправить положение?

…Социальный аспект реструктуризации угольной отрасли

Итоги реструктуризации угольной отрасли нельзя еще при­знать окончательными. Но и анализ промежуточных итогов, ко­торый проводился как производственниками, так и представи­телями фундаментальной науки, обнаруживает весьма приме­чательную особенность. Если предусмотренные в проекте реструктуризации мероприятия производственной и технологи­ческой направленности по большинству позиций либо выполне­ны, либо близки к выполнению, то этого никак нельзя сказать о преобразованиях в социальной сфере. Сегодня мы считаем возможным утверждать, что с самого начала реструктуризации от­сутствовала прочная институциональная связь между экономи­ческими и социальными ее аспектами. Это выражается, в част­ности, в том, что данные аспекты относятся в большинстве случаев к компетенции различных федеральных министерств и ведомств.

Известно, что наиболее напряженная обстановка сложилась к настоящему времени в угольных районах Республики Коми, Ростовской, Пермской, Сахалинской, Магаданской областей, атак же в ряде районов Кузбасса. Участники Междуреченского заседания Президиума Госсовета неоднократно подчеркивали, что завершение приватизации должно сопровождаться изменением подходов к обеспечению социальных гарантий работникам отрасли. В свою очередь, это изменение должно найти отражение в законодательстве. Проблема здесь заключается в том, что действующее законодательство, регламентирующее частную, приватизированную практически на 100 % угольную промышленность сохраняет в себе многие рудименты социалистического социально-экономического уклада.

Прежде всего речь идет об обеспечении занятости высвобож­денных работников угольной отрасли, о повышении крайне низ­кого (в целом по отрасли) уровня заработной платы, о переселе­нии шахтерских семей, проживающих в ветхом жилье, а также об их переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при ликвидации угледобывающих предприятий. Мы имеем в виду, далее, организацию подготовки квалифици­рованных кадров для работы в новых экономических условиях. Наконец, законодательным образом должно быть отрегулирова­но и решение текущих коммунально-бытовых проблем населе­ния угледобывающих регионов - например, обеспечение работ­ников и пенсионеров угольных предприятий бесплатным (пай­ковым) углем и пр.

Социальный аспект реструктуризации угольной промышлен­ности отнюдь не менее важен, чем экономический. Более того, если реформы, осуществляющиеся без малого 10 лет, не приво­дят к улучшению жизни населения страны, у людей возникают законные вопросы о целесообразности этих реформ.


…Заработная плата, профессиональные льготы и обеспечение безопасности труда

Важнейшее место в кругу социальных проблем развития уголь­ной отрасли занимает проблема заработной платы. Ее актуаль­ность сохраняется на протяжении всего периода реформ, то есть практически полтора десятка лет.

Хотя за последние три года заработная плата в среднем по от­расли выросла в 2,2 раза, ее уровень остается самым низким в топливно-энергетическом комплексе страны. По данным за 2001 г., среднемесячный размер зарплаты составил 5519 руб., против, например, 15,5 тыс. руб. в газовой промышленности, 14,5 тыс. - в нефтедобывающей и 6,1 тыс. - в электроэнергети­ке. В целом же, по среднемесячному размеру заработной платы во всех отраслях промышленности, угольщики сегодня находят­ся не выше шестого места. Вплоть до 90-х гг. они занимали третье место и стабильно входили в число наиболее престижных, как уже отмечалось, и высокооплачиваемых профессий.

Какие существуют сегодня подходы к исправлению этой не­здоровой и очевидно несправедливой ситуации? «Росуглепроф», например, предлагает разработать и законодательно закрепить основные принципы государственной политики в вопросах ре­гулирования заработной платы во внебюджетном секторе. Речь идет о государственных гарантиях по минимальным тарифным ставкам и окладам. Причем, для шахтеров, предлагается зафик­сировать предельное соотношение средней заработной платы работников, занятых в угольной отрасли и в других секторах ТЭК, а также в промышленности в целом. Подобные соотношения дол­жны быть зафиксированы, по замыслу экспертов «Росуглепрофа», также и по отдельным регионам, и по всей Российской Фе­дерации. В рамках отраслевых тарифных соглашений «Росуглепроф» предлагает установить единый норматив (стандарт) оплаты груда работников основных профессий.

Мы, со своей стороны, полагаем, что действенными и эффективными могут быть и другие способы стимулирования роста зарплаты, опирающиеся на внутренние резервы отрасли и в то же время не противоречащие базовым принципам рыночной экономики. Мы исходим из необходимости превратить угольную отрасль в инвестиционно привлекательный сектор ТЭК и рос­сийской экономики в целом. Смысл наших предложений - и об этом особо говорилось на заседании Госсовета - в оптимизации структуры производства, финансового хозяйства, а также кадро­вой политики на предприятиях угольной отрасли. Выше мы от­мечали, что шахтерам значительно увеличили отпуска, сократи­ли рабочую неделю до 1340 часов в год, что равноценно 210 пол­ным рабочим дням (в ведущих «угольных» странах Запада продолжительность работы шахтеров в течение года колеблется от 1800 до 2000 часов).

Никто не решался на протяжении всех этих лет упорядочить действие этой и ряда других не вполне обоснованных льгот. При­чины кроются в той же социально-политической сфере: когда нет продуманной и долговременной, понятной людям политики в сфере занятости, трудно кому бы то ни было взять на себя реше­ние о сокращении численности общественно активных работни­ков угольных предприятий.

Вместе с тем специалистам ясно, что расшатанные организа­ционные основы производства оказывают негативное воздействие на обеспечение безопасности работ. Известно, что существует оптимальное соотношение между продолжительностью пребы­вания персонала на рабочих местах и показателями отраслевого травматизма. Поэтому характер льгот не может и не должен но­сить произвольный характер; это - важный элемент современ­ной организации производства.

В ходе реструктуризации количество особо опасных предпри­ятий несколько уменьшилось, было модернизировано производ­ство, улучшились, стали более безопасными условия труда. Так, если в 1993 г. было зарегистрировано 328 случаев травматизма со смертельным исходом, то в 2001-м таких случаев зафиксировано 132. Однако на фоне промышленно развитых стран это непозво­лительно большая цифра. В США, например, один несчастный случай с летальным исходом приходится на 50 млн т добычи, а в России - всего на 2 млн т в целом по отрасли; на предприятиях же подземной добычи - даже на 1 млн т. Кроме того, труд шах­теров характеризуется одним из самых высоких в российской промышленности показателей профессиональной заболеваемо­сти.

Таким образом, причины явно недостаточных условий безо­пасности работ в угольной отрасли, а следовательно, и высокого травматизма связаны прежде всего с низкими темпами реконст­рукции и технического перевооружения шахт; со старением ос­новных фондов угольных предприятий; с вопиющими наруше­ниями технологической и производственной дисциплины среди шахтеров и инженерно-технического персонала; с резким сокра­щением фронта научных разработок в области безопасности ве­дения горных работ.

В соответствии с требованиями законодательных и норматив­ных актов по охране труда и промышленной безопасности, об­щая потребность угольной отрасли в средствах на эти цели оце­нивается в 4,8-5,0 млрд руб. При этом ежегодный объем расхо­дов не может быть меньше 1,5 млрд. Сами угольные предприятия, из-за сложного финансового положения, в состоянии покрыть не более 60 % этой суммы. Вместе с тем статистика свидетель­ствует, что в период с 1998 по 2001 г. на нужды безопасности из федерального бюджета было выделено 2914,8 млн руб., в том числе в 2001 г. - 696 млн руб.

По нашему мнению, политика государства в области охраны труда в угольной отрасли должна строиться на основе следую­щих принципов:

безусловный приоритет безопасности труда шахтеров перед результатами производственной деятельности; создание усло­вий для постоянного повышения безопасности горных работ как норма государственной экономической политики;

обеспечение все более жестких требований безопасности при разработке и практическом освоении новой техники и техно­логий;

ужесточение административных мер в отношении предприя­тий, нарушающих действующие регламенты по охране труда, вплоть до приостановки их работы;

законодательное и нормативно-правовое обеспечение соци­альных гарантий работникам, предусматривающих в том чис­ле достаточные компенсации при несчастных случаях на производстве или обнаружении у работников профессиональных заболеваний.

Изменения в смежном законодательстве (налоговом, земель­ном и пр.), а также подготовка к вступлению России в ВТО тре­буют трансформации основных положений многочисленных ин­струкций, правил и иных документов, применяемых в горном деле, в законодательные акты. Это закрепило бы права и обязан­ности государственных контрольных органов, лиц технического надзора горных предприятий, а также собственников угольных компаний. В конечном счете, важнейшей мерой по повышению уровня безопасности труда должно стать принятие Горного ко­декса Российской Федерации, который разрабатывается по ини­циативе Госгортехнадзора с привлечением Института проблем комплексного освоения недр РАН, ведущих специалистов гор­ных предприятий.

Мы считаем также, что быстро меняющаяся социально-эко­номическая действительность уже сегодня настоятельно требует корректировки некоторых положений действующего ныне Тру­дового кодекса, особенно в части, касающейся особенностей орга­низации труда на опасных производственных объектах. Специ­ального регулирования требует и такой вопрос, как ответствен­ность собственников за нарушение условий безопасного труда. Необходимо добиться, чтобы соответствующие меры принима­лись в превентивном порядке, служили бы прежде всего предот­вращению возможных несчастных случаев, а не устранению их последствий.

Мы уверены, что успех в деле обеспечения безопасности шах­терского труда в современных условиях может быть достигнут только в том случае, если координация всех названных нами ме­роприятий будет поручена единому федеральному органу - вновь созданному или одному из существующих.

Таким образом, успешное решение проблем социального ха­рактера в угольной промышленности требует разумного, сбалан­сированного сочетания экономической эффективности и надежной социальной защищенности работников в рыночных услови­ях. Это, в частности, означает, что груз ответственности за соци­альную стабильность и исполнение соответствующих гарантий для шахтеров должен неуклонно перераспределяться между го­сударством и новыми собственниками угледобывающих предпри­ятий. Совершенно очевидны при этом две вещи.

Во-первых, ключевую роль при таком перераспределении бу­дет играть законодательное регулирование деятельности отрас­ли, осуществляемое в общих рамках реформирования российс­кой экономики.

Во-вторых же, успешное, отвечающее требованиям времени развитие угольной отрасли и, следовательно, преодоление труд­ностей социального характера возможно как цель и результат реализации сильной, стратегически точно просчитанной промыш­ленной политики государства. В обозримом будущем основу та­кой политики может, по нашему мнению, составить Энергети­ческая стратегия России на период до 2020 г., принятие которой, по планам Правительства, намечено к 2003 г.


  Выдержки из книги - В.Д.Катальников, А.А.Кобяков «Уголь и шахтеры в Российском государстве. Экономический и социально-исторический аспекты». Москва СПЦ «Сувениры.ру», 2004 год.

…Проблемы Российской угольной отрасли

…Износ оборудования. Изношенность горно-шахтного оборудования приблизилась к критическому состоянию. Обновления техники фактически не производится. За пе­риод 1993-2001 год при выбытии мощностей по добыче угля 115,9 млн. т их ввод составил всего 40,2 млн. т. За период реструктуризации общие капиталовложения в угольную отрасль в сопоставимых ценах уменьшились в семь раз, в том числе из федерального бюджета более чем в 400 раз. Как следствие, процесс обновления фондов резко замедлился: износ производственных средств в це­лом для основных фондов находится на уровне 45%, по оборудованию, непосредственно влияющему на эффек­тивность работы предприятий, - на уровне 60%.

В настоящее время практически все технологичес­кое оборудование разрезов (1460 экскаваторов, в том числе 420 драглайнов и 57 роторных комплексов, 540 буровых станков, 2500 автосамосвалов большой мощ­ности, 1500 думпкаров и др.) требует полной замены до 2007-2010 год. Российское угольное машиностроение развито слабо, его значительная часть осталась в стра­нах СНГ45.

Производственная безопасность. В 2001 году из 159 действующих шахт 113 отнесены к категории опасных по взрывам метана и угольной пыли, 78 шахт отрабаты­вают пласты угля, склонные к самовозгоранию. Острая необходимость восстановления системы аттестации ру­ководящих и инженерно-технических работников, тща­тельного обучения рабочих. Этим частные владельцы вряд ли будут серьезно заниматься, по крайней мере в ближайшем будущем. Это должно быть сферой ответственности государства. Важно на законодательном уровне распределить ответственность и обязанности государства, региональных властей и частных владельцев.

  РАН. Сибирское отделение. Администрация Кемеровской области. "Основы государственной политики развития угольной отрасли и повышения конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и внешнем рынках". Материалы к докладу на Государственном совете Российской Федерации. Новосибирск - Кемерово. 2002, с. 14, 21.

28 АПРЕЛЯ 2005 ГОДА -ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОХРАНЫ ТРУДА

В этом году Всемирный день охраны труда по решению Меж­дународной организации труда отмечается в третий раз. Для тех, кто о нем ничего не знает, логичны вопросы: почему было принято такое решение, почему избрана эта дата? Ответы на них очень просты. С 1989 года американские и канадские трудящиеся стали отмечать память своих товарищей, погибших на рабочих местах в результате несчастных случаев, тем более что именно на этот день пришлась крупная катастрофа, унесшая много жизней. Несколько лет спустя Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), в которую ныне входит и ФНПР, подержала эту традицию и призвала профорганизации всего земного шара присоединиться, i Однако со временем характер "церемонии памяти" стал меняться: 28 апреля стал днем действий за повышение безопасности труда и охраны здоровья. В нынешнем году, например, руководство МКСП предложило для выступления профсоюзов две темы: "Предотвра­щение через ответственность предпринимателей" и "Безопасный и здоровый труд для всех". Профсоюзные федерации многих стран уже давно составили планы деятельности.

Учитывая накопленный опыт, а также тот факт, что Между­народная организация труда строится на основе трехстороннего представительства - государства, предпринимателей и трудящих­ся в лице профсоюзов, и все три группы не могут быть не задей­ствованы в деле охраны труда, МОТ приняла решение объявить 28 апреля Всемирным днем охраны труда, что ведет к более ши­роким и конкретным выступлениям и мерам во имя сокращения связанной с производством заболеваемости, уменьшения травма­тизма и несчастных случаев со смертельным исходом, достижения социального благополучия.

В России мероприятия в связи с Всемирным днем охраны тру­да отмечаются с 2003 года как в Москве, так и в ряде субъектов федерации. Причем, не для "галочки", а путем принятия реальных мер, которые в разных регионах на этот раз растянутся на несколь­ко месяцев, став постоянными, тем более, что МОТ не просто при­зывает откликнуться на призыв и отметить этот День, но связать с . ним конкретные действия. Это могут быть заседания комитетов . или комиссий по безопасности труда предприятий, посвященные 1 выработке необходимых мероприятий по управлению охраной тру­да, собрания коллективов с участием руководства, проверки состо­яния производственной среды, средств индивидуальной защиты или знаний работников в области техники безопасности...
К сожалению, так называемая "центральная печать" не очень


  Ежемесячная газета Межрегиональной общественной организации специалистов по охране труда и Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты «Безопасность труда и жизни» февраль-март 2005 г.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


В девяностые годы прошлого столетия благодаря усилиям го­сударственных органов, профсоюзов, законодателей и главным образом специалистов по охране труда было создано новое за­конодательство об охране труда и промышленной безопасности применительно к новым политическим и социально-экономиче­ским условиям.

Были приняты Федеральные законы: «Основы законодатель­ства Российской Федерации об охране труда» (1993 год), «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (1999 год), «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 год), «О промышленной безопасности опасных производственных объек­тов» (1997 год), Трудовой кодекс Российской Федерации (2001 год) и другие законы, имеющие отношение к данной проблеме.

Эти законы, несмотря на имеющиеся недостатки, соста­вили правовую основу для создания системы управления охраны труда на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и непосредственно в организациях, где практически решаются вопросы сохранения жизни и здоровья работников в про­цессе их трудовой деятельности.

Принятые меры по реализации данных законов позволили активизировать работу по охране труда на всех уровнях управле­ния, способствовали снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях.

Вместе с тем, несмотря на некоторое улучшение положения дел, состояние условий труда остается неудовлетворительным, уровень производственного травматизма и особенно профессио­нальных заболеваний остается достаточно высоким.

В неудовлетворительных условиях по данным государствен­ной статистики работают более 21 % от общего числа работающих в производственном секторе экономики. Наметилась тенденция ежегодного роста числа работающих в таких условиях.

Ежегодно на производстве травмируются более 100 тыс. че­ловек, в том числе погибают более 5 тыс., около 15 тыс. становят­ся инвалидами по трудовому увечью и профзаболеванию. При этом необходимо отметить, что список профессиональ­ных болезней в российском законодательстве искусственно со­кращен (вопреки стандартам МОТ и ВОЗ). Чтобы снизить хоть в какой-то мере уровень заболеваний, порядка 40% работни­ков в стране получают компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда. Расходы на эти выплаты и льготные пенсии в 1,5 раза превышают средства, расходуемые на меро­приятия по охране труда.

В действительности показатели производственного травматиз­ма значительно выше из-за существенных недостатков в системе статистики, осуществляемой органами государственной статисти­ки, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральной инспекции труда. Кроме того, широкое распростра­нение получило сокрытие несчастных случаев, в том числе и со смертельным исходом.

Следует отметить, что в условиях интенсификации эконо­мики страны при решении задачи, поставленной Президентом Российской Федерации Путиным В.В. по удвоению ВВП, при наличии ограниченных финансовых ресурсов на модернизацию и техническое перевооружение отраслей экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе ситуация может измениться к худше­му и привести к росту травматизма и профзаболеваний.


Такое развитие событий можно проследить на примере уголь­ной промышленности, как наиболее травмоопасной. За 10 лет количество аварий в угольной отрасли снизилось почти в два раза, смертельный травматизм сократился с 328 человек в 1993 году до 84 в 2003 году, что позволило отдель­ным руководителям заявить о достижениях в снижении произ­водственного травматизма и утверждать, что на частных шах­тах состояние охраны труда и промышленной безопасности улучшилось,

Аварии на шахтах в 2004 году с большими человеческими жертвами показывают необоснованность и преждевременность таких заявлений. В прошедшем году в угольной отрасли погибло 159 человек. Высокий уровень травматизма, в том числе со смертельным исходом, отмечается в организациях малого и среднего бизнеса.

Одной из основных причин такого положения дел, на наш взгляд, является отсутствие в стране общей стратегии в реше­нии проблем охраны труда, должного взаимодействия в деятель­ности органов и организаций, занимающихся этой проблемой, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Это подтвердила и административная реформа, проводимая по Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. Охрана труда, как направление государственной политики, оказалась в числе избыточных функций, в положениях о феде­ральных органах исполнительной власти недостаточно отраже­ны направления работы в области охраны труда, значительно сократилась численность специалистов по охране труда {в от­деле политики охраны труда Минздравсоцразвития России всего 10 человек).

Кроме того, в Федеральных законах «Об общих принципах ор­ганизации законодательных (представительных) органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в новой редакции) также не отражены полномочия в области охраны труда и промышленной безопасности.

Все это, на мой взгляд, значительно ослабит ведомственный контроль за состоянием охраны труда со стороны органов испол­нительной власти всех уровней и органов местного самоуправ­ления.

Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Феде­рации были отменены региональные законы об охране труда и проводится реорганизация органов по охране труда и государ­ственной экспертизы условий труда (как правило, с сокращением численности специалистов по охране труда).

Снижен статус Федеральной инспекции труда по сравнению с другими надзорно-контрольными органами, ее численность в очередной раз сокращена, что отрицательно сказывается на эф­фективности государственного контроля за соблюдением законо­дательства о труде и об охране труда. (Численность инспекции труда составляет около 3500 человек на 3 млн. хозяйствующих субъектов.)

В этой связи, на наш взгляд, четыре года назад неоправданно был упразднен институт внештатных инспекторов труда, которые оказывали большую помощь инспекции в практической надзор­ной деятельности.

Снижение государственного влияния на решение проблемы охраны труда в данный период развития общества и экономики может отрицательно сказаться на состоянии условий труда, охраны труда и промышленной безопасности, так как в настоящее время работодатели и их объединения не готовы взять на себя отдельные функции государства.

Работодатели и особенно их объединения не уделяют данной проблеме должного внимания, вопросы охраны труда и промыш­ленной безопасности не стали основными в их деятельности, в аппаратах объединений работодателей нет штатных специали­стов по охране труда. В лучшем случае их деятельность сводит­ся к участию в работе по подготовке разделов по охране труда в двух- и трехсторонних соглашениях и межведомственных комис­сиях (координационных советах) по охране труда.

Как показывают проверки, работодатели и должностные лица многих организаций, а также предприниматели без образования юридического лица не выполняют требования трудового законо­дательства, особенно в организациях малого и среднего бизнеса. В последние годы в этих организациях из-за элементарных на­рушений требований охраны труда произошло много несчастных случаев, в том числе и со смертельным исходом.

В свою очередь профсоюзы и их объединения, как соци­альные партнеры работодателей, неполно используют права, предоставленные Трудовым кодексом Российской Федерации в осуществлении общественного контроля за реализацией законо­дательства по охране труда и Федерального закона «Об обяза­тельном социальном страховании от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний».

Снижению эффективности общественного контроля про­фсоюзами и иными представительными органами работников во многом способствовало невключение в Трудовой кодекс Российской Федерации гарантий уполномоченным по охране труда и членам комитетов (комиссий) по охране труда в организациях. До настоящего времени нет четкого законодательного определения понятия «иной представительный орган работников».
Работодатели и профсоюзы в равной степени не придают должного внимания организации деятельности совместных ко­митетов (комиссий) по охране труда в организациях как органу управления, социального партнерства в вопросах охраны труда и промышленной безопасности, а также привлечения работников к управлению производством.


В условиях административной реформы требует существен­ной доработки законодательная база по охране труда, в первую очередь в части устранения противоречий и дублирования в законодательных актах по вопросам охраны труда, промыш­ленной безопасности и гигиены труда, начиная с Трудового кодекса Российской Федерации.

С вводом в действие Федерального закона № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в январе 2000 года возросла социальная защищенность работников в случае потери ими трудоспособности, инвалидов труда и семей погибших на производстве.

Вместе с тем недостаточно решаются задачи по реабилита­ции пострадавших на производстве и проведению предупредительных мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

К сожалению, экономический механизм работы по охране труда и промышленной безопасности, предусмотренный в выше перечисленных законах, и рассчитанный на развитие рыночных отношений в решении вопросов охраны труда, не дает необходимых результатов. В практической деятельности, когда охрана труда стала частью бизнеса, экономический механизм иногда принимает уродливые формы и приводит к проявлению элементов коррупции.

Положение ухудшится, если "будет отменен закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Это автоматиче­ски снизит значимость проблемы охраны труда в государстве по принципу "нет закона - нет проблемы". К сожалению, в Тру­довом кодексе Российской Федерации, который вобрал в себя большую часть норм этого закона, охрана труда стала второ­степенной проблемой.

Кроме того, негативную роль на данном этапе, когда обяза­тельные законодательные нормы по охране труда и промышлен­ной безопасности не выполняются работодателями и должност­ными лицами, может сыграть Федеральный закон «О техническом регулировании», в соответствии с которым обязательные для ис­полнения нормы охраны труда становятся рекомендательными.

И все же, несмотря на имеющиеся недостатки в действующем законодательстве, оно позволяет проводить работу по охране труда на всех уровнях управления и непосредственно в органи­зациях.

Одной из основных причин недостаточной организации рабо­ты по охране труда остаются низкая исполнительская дисципли­на работодателей и руководителей всех уровней, низкий уровень знаний законодательства о труде и об охране труда.

Анализируя состояние охраны труда в стране, можно сделать вывод, что в 2004 году обозначилась тенденция снижения вни­мания к проблемам охраны труда на федеральном уровне, что неизбежно приведет к ухудшению состояния условий и охраны труда и в конечном итоге к росту производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Чтобы устранить эту тенденцию, предлагаю принять следую­щие первоочередные меры:

1. Целесообразно в Совете безопасности выделить направле­ние по проблемам охраны труда и промышленной безопасности, так как проблема охраны труда должна являться неотъемлемой частью экономической безопасности государства и требует реше­ния таких фундаментальных задач, как создание эффективной организационной структуры управления охраной труда, эконо­мических механизмов стимулирования улучшения охраны труда и производственной среды в целом, определения «цены» безопасного труда.

В субъектах Российской Федерации координаторами этой ра­боты могли бы стать федеральные инспекторы (примеры такие есть).

2. Предложить Правительству Российской Федерации обра­зовать в соответствии с постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 30 апреля 2004 г. «О комиссиях, межведом­ственных советах и оргкомитетах» образовать Правительствен­ный совет по охране труда и промышленной безопасности, одной из функций которого должна стать координация деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Россий­ской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и находящихся в их ведении федераль­ных служб и агентств, а также Федеральной службы по экологи­ческому, технологическому и атомному надзору с участием объединений работодателей и профсоюзов.

Аналогичные советы следует образовать в субъектах Россий­ской Федерации и муниципальных образованиях на базе действу­ющих межведомственных комиссий (координационных советов) по охране труда, активизировать их работу.

3. Объединениям работодателей и профсоюзов усилить вни­мание к развитию социального партнерства в вопросах охраны труда и промышленной безопасности на всех уровнях, повышать ответственность и спрос с работодателей и руководителей за обеспечение безопасных условий труда и соблюдение требований законодательства об охране труда и промышленной безопасности.

4. Выйти в Государственную думу Российской Федерации с предложением не отменять Федеральный закон № 181 от 17 июля 1999 года «Об основах охраны труда в Российской Федерации», наполнить его новым содержанием, включив в него нормы, не во­шедшие в Трудовой кодекс Российской Федерации (возможно с изменением названия закона).

5. Подготовить предложения о включении в программу разработки технических регламентов на 2004-2006 годы, утверж­денную распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 1421-р общего технического регламента по безопасности и гигиене труда.

6. В условиях, когда ослаблена роль государственных органов исполнительной власти в вопросах охраны труда, необходимо активизировать деятельность организаций, занимающихся реше­нием вопросов охраны труда: ВЦОТ, региональных центров охраны труда, научных заведений, обучающих организаций, АСОТ, АСИЗ и других общественных организаций; одним из основных направлений их деятельности должно стать оказание всесторон­ней помощи государственным органам всех уровней, а также ра­ботодателям и трудовым коллективам в организации работы по охране труда.

7. Необходимо использовать один из немногих положитель­ных аспектов административной реформы, когда в рамках Мини­стерства здравоохранения и социального развития РФ находят­ся органы исполнительной власти, от которых зависит решение проблем охраны труда: Департамент трудовых отношений и от­дел политики охраны труда в самом министерстве, Федеральная ,, служба труда и занятости, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Фе­деральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, а также Фонды социального и медицинского страхования, Пенсионный фонд.

От их целенаправленной скоординированной деятельности в целом зависит решение текущих и перспективных вопросов охраны труда в России.


Существенную помощь в осуществлении координации в ра­боте вышеперечисленных органов исполнительной власти могло бы оказать постоянно действующее Межведомственное совещания руководителей и специалистов по охране труда федеральных органов исполнительной власти и других организаций, кото­рое возобновило свою работу.

Это совещание могло бы выполнять функции упраздненной Межведомственной комиссии по охране труда.

  В.И. Медведев


  «28» февраля 2005 г.


  Президенту Российской Федерации В.В. Путину



Уважаемый Владимир Владимирович!

Российская общественность потрясена серией крупномасштабных аварий на угольных шахтах Кузбасса, где за последние полтора года погибли и пострадали несколько сотен горняков. Трагедии на шахтах «Тайжина», «Листвяжная», «Западная-Капитальная» и совсем недавно нелепая гибель шахтеров и горноспасателей на шахте «Есаульская» вызывают у сограждан не только чувство сострадания к потерпевшим и их семьям, но и глубокое возмущение состоянием охраны труда и техники безопасности в промышленности в целом и, особенно, в угольной отрасли.

Никакие победные реляции губернатора Кемеровской области о рекордных увеличениях добычи угля не могут сравниться с горем десятков семей, потерявших своих детей, отцов, мужей.

Первый вице-губернатор Кемеровской области Валентин Мазинин сообщил в интервью «Российской газете» от 16 ноября 2004 года о том, что власти Кемеровской области заключили с владельцами предприятий своего рода договор о социальном партнерстве. Официально документ называется «Заявление собственников и руководителей угольных компаний… по повышению ответственности власти и бизнеса за политическую и экономическую стабильность в регионе».

Ни одного слова об ответственности за безопасные условия труда! И это в то время, когда травматизм на шахтах, по данным российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, от года к году растет: 2001 год - 132 случая травматизма, в том числе со смертельным исходом - 93; 2004 год 142 случая травматизма, в том числе со смертельным исходом - 134. Число пострадавших при взрывах метана за 2004 год - 128 человек. Большинство кузбасских шахт добывают уголь по старинным технологиям, практически вручную.

После очередной трагедии в Кузбассе на шахте «Есаульская», унесшей жизни 25 горняков, все более очевидным становится провал политики региональных властей и собственников угольных компаний, направленной на безоглядное увеличение роста добычи угля в Кузбассе. Безудержная погоня за прибылью приносит все новые и новые жертвы. По словам же председателя Совета директоров холдинга «Сибирский деловой союз» (СДС) Михаила Фадеева в «Независимой газете» от 18 ноября 2004 года: «Внутренний рынок насыщен, приходится искать покупателей за рубежом».

Кощунство за уголь, который сбывается на западных рынках, класть жизни россиян! При этом не озаботиться безопасностью их, российских граждан.

Расследования, проводимые по результатам аварий, показывают, что выводы комиссий диктуются политическими соображениями, а не желанием указать на реальные причины. Трагедии на шахте «Есаульская» и «Тайжина» стали следствием непрофессионализма и преступной халатности владельцев и руководства угольной компании ОУК «Южкузбассуголь».

Деньги пострадавшим горнякам и семьям погибших выплачивает не собственник угольной компании, а фонд социального страхования или областной бюджет, что напоминает желание откупиться. Попытки откупиться от семей погибших указывают на пренебрежительное отношение власти и собственника к жизням горняков.

Рост травматизма на шахтах России связан с напряженностью работы угольных предприятий: растут темпы добычи, возрастает интенсивность труда. Но беда в том, что от этого темпа отстают меры, связанные с охраной труда.

Это глобальная причина!

Если бы своевременно происходило обновление основных фондов угольной промышленности, ситуация была бы совершенно иной. Использование более совершенных машин и механизмов, средств контроля за состоянием охраны труда и техники безопасности, профилактика производственного травматизма - здесь должны вкладываться новые владельцы шахт. Но желание получить прибыль при меньших затратах пересиливает все остальное.

В данной ситуации было бы кстати в договорах губернатора с бизнесом во главу угла ставить условия, обеспечивающие безопасные условия труда при высоких экономических показателях, а уж «политическая стабильность», которая поставлена на первое место в договоре губернатора Кемеровской области с представителями бизнеса, можно отодвинуть на 3-е место.

ПРОФЦЕНТР совместно с профсоюзами и профессионалами в области безопасного труда занимается вопросами контроля за соблюдением трудового законодательства всеми субъектами охраны труда и защиты интересов работников.

При ПРОФЦЕНТРе работает Межотраслевая комиссия по охране труда (МКОТ). Мы неоднократно обращались в Правительство РФ и Государственную Думу с предложением образовать Правительственный Совет по охране труда и промышленной безопасности, объединяющий все федеральные структуры, занимающиеся вопросами безопасного труда, для разработки новой, адекватной мировым стандартам и требованиям современного производства Национальной программы по охране труда.

Наше обращение к Вам, Президенту Российской Федерации - гаранту Конституции, связано с тем, что для большей части наших сограждан, работающих на производстве, не гарантируется безопасный труд, и умножающие печаль аварии уносят жизни дорогих нам людей.

Рассчитываем на Ваше заинтересованное содействие по созданию выше упомянутого Правительственного совета.

С уважением,

  Председатель Совета ПРОФЦЕНТРа М.Б. Кислюк

ПРОЕКТ резолюции «О состоянии и основных тенденциях совершенствования охраны труда и промышленной безопасности»



  Челябинск, 26 мая 2005 г.


Снижение уровня производственного травматизма и заболеваемости профессионального характера - одна из серьезнейших задач сегодняшнего дня. Ежегодно по причинам, связанным с трудовой деятельностью, в стране погибает более 5 тысяч человек. За столь высоким уровнем смертности следует не менее страшная статистика, показывающая всю масштабность проблемы: у нас на производстве травмируется более 100 тыс. человек, а около 15 тыс. становятся инвалидами по трудовому увечью и профзаболеванию. Аварии на отечественных шахтах в 2004 году унесли жизни 159 человек. Одной из ключевых причин такого положения дел, является отсутствие в стране общей стратегии в реше­нии проблем охраны труда, необходимого взаимодействия в деятель­ности органов и организаций, от целенаправленной скоординированной деятельности которых в целом зависит решение текущих и перспективных вопросов безопасности труда в России. Первостепенная причина неудовлетворительного положения охраны труда в угольной отрасли - это невыполнение частным бизнесом и его управленцами требований Трудового кодекса по обеспечению безопасных условий труда. Работодатели устранились от обязанностей, возложенных на них Трудовым кодексом, многие рабочие места не имеют соответствующей аттестации (связанной с материальными затратами) по условиям труда.

Большинство смертей, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нужно и можно предотвратить. Безопасность людей в процессе трудовой деятельности - одна из основных проблем, требующих государственного внимания. Экономическая защищенность, частью которой является безопасность труда, способствует экономическому росту, развитию и повышению благосостояния людей.

По глубокому убеждению специалистов-участников Конференции, охрана труда должна являться неотъемлемой частью экономической безопасности государства и требует решения таких фундаментальных задач, как создание эффективной организационной структуры управления охраной труда, экономических механизмов стимулирования улучшения охраны труда и производственной среды в целом, определения «цены» безопасного труда, экспертизы действующих нормативных актов в этой области.

Очевидно, что охрана здоровья и безопасные условия труда напрямую влияют на показатели производства, развитие персонала и природоохранную сферу. Таким образом, приоритетными направлением развития угольной промышленности должно стать не только повышение, с помощью новых технологий, качества ее продукции, но улучшение охраны труда и повышение промышленной безопасности. Необходимо чтобы основу производственного потенциала российской угольной промышленности составили высокопроизводительные комплексно-механизированные предприятия, безопасные для жизни и здоровья работников. Из года в год должна возрастать экологичность угольного производства, безопасность и социально-экономическая привлекательность труда горняков.

Анализируя состояние охраны труда в стране и конкретно в угольной отрасли, участники Конференции пришли к выводу, что в 2004 году обозначилась тенденция снижения вни­мания к проблемам охраны труда на федеральном уровне, а это неизбежно ведет к ухудшению состояния условий и охраны труда, росту производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Для устранения этой тенденции, предлагаем принять следую­щие первоочередные меры:

1.Выделить в Совете безопасности направле­ние по проблемам охраны труда и промышленной безопасности.

2.Образовать Правительствен­ный совет по охране труда и промышленной безопасности, одной из функций которого должна стать координация деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Россий­ской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, а также Федеральной службы по экологи­ческому, технологическому и атомному надзору с участием объединений работодателей и профсоюзов. Аналогичные советы следует образовать в субъектах Россий­ской Федерации и муниципальных образованиях на базе действу­ющих межведомственных комиссий (координационных советов) по охране труда, активизировав их работу.

3.Активизировать деятельность организаций, занимающихся реше­нием вопросов охраны труда: ВЦОТ, региональных центров охраны труда, научных заведений, обучающих организаций, АСОТ, АСИЗ и других общественных организаций; одним из основных направлений их деятельности должно стать оказание всесторон­ней помощи государственным органам всех уровней, а также ра­ботодателям и трудовым коллективам в организации работы по охране труда.

4. Повысить уровень знаний законодательства о труде и об охране труда, а также

исполнительскую дисциплину руководителей всех уровней.

5. Призываем объединения работодателей и профсоюзы усилить вни­мание к развитию социального партнерства в вопросах охраны труда и промышленной безопасности на всех уровнях, повышать ответственность и спрос с работодателей и руководителей за обеспечение безопасных условий труда и соблюдение требований законодательства об охране труда и промышленной безопасности.

Мы призываем Президента, Правительство и Совет безопасности РФ к тому, чтобы новая стратегическая парадигма развития угольной промышленности учитывала проблемы не только производственного, но и социального порядка. Добыча угля сегодня - очень прибыльный бизнес, а безопасные условия труда экономически выгодны. Угольный бизнес в России, где угля хватит еще на несколько столетий, не может далее развиваться при сегодняшнем уровне техники безопасности. Для выхода из критической ситуации, а также модернизации производства, цивилизованного решения проблем безопасного труда шахтеров призываем мобилизовать технологические, научные, финансовые ресурсы всей страны. Инструментом осуществления государственной политики в этой сфере должна стать разработка новой, адекватной мировым стандартам и вызовам современного производства Национальной программы по охране труда, включающей в себя национальную политику, стратегию и алгоритм действий в соответствии с принципами и задачами в этой области, провозглашенными на самом высоком уровне.

ОТВЕТ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


  МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА.ЦИИ



  Рахмановский пер., 3 Москва, ГСП-4, 127994 Телетайп 485042,
факс 504-44-46 е-та|1 Телефон: 927-28-48


  ПРОФЦЕНТР
Центр поддержки профессиональных союзов и гражданских инициатив

Председателю Совета ПРОФЦЕНТРа



М.Б. Кислюку
123001, г. Москва, Гранатный пер, д. 20


Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение о неудовлетворительном состоянии условий и охраны труда в угольной отрасли, одним из следствий которого явился рост смертельного травматизма на угольных шахтах Кузбасса в 2005 году.
По нашему мнению, основными причинами сложившегося положения являются высокая степень износа основных фондов шахт, значительная часть которых эксплуатируется более 40 лет, применение устаревших технологий, недостаточные объемы дегазационных работ из-за слабого оснащения техническими средствами и отсутствия стационарных систем контроля метана, оборудованных современной аппаратурой, и другие проблемы промышленной безопасности указанных производств.
Предлагаемые в обращении меры по улучшению условий и охраны труда на угледобывающих предприятиях Кузбасса в части формирования системы планирования добычи угля с учетом техногенной и экологической нагрузки на окружающую среду, а также обеспечения безопасности проживающих поблизости людей, улучшения условий и охраны труда работников угольной отрасли являются своевременными и во многих аспектах уже начинают реализовываться на практике.
Так, для решения актуальных проблем угольной отрасли в настоящее время созданы:
- Координационный Совет по угольной промышленности при Федеральном агентстве по энергетике;
- Координационный Совет по развитию угольной
промышленности, охране труда, промышленной и экологической безопасности Кемеровской области, который объединяет основных акционеров ведущих угольных компаний и предприятий Кемеровской области;

Фонд Координационного Совета Кемеровской области для реализации принятых решений;
- рабочие группы при Координационном Совете Кемеровской области для изучения передового опыта безопасного ведения горных работ, выработки рекомендаций по решению задач, стоящих перед угольной отраслью.
В состав этих Координационных Советов включены представители органов власти, государственного надзора и контроля, собственников угольных предприятий, общественных и научных организаций. Их работа направлена на организаци;ю взаимодействия федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, действующих на . территории Кемеровской области, объединений работодателей и профсоюзов, других организаций по развитию угольной отрасли, предупреждению производственного травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников угольных предприятий.
Кроме того, в Кемеровской области из представителей Координационного Совета и правоохранительных органов создана Чрезвычайная Комиссия по проблемам безопасности ведения горных работ для оперативного принятия и реализации решений по итогам расследования аварий и групповых несчастных случаев на производстве.
В настоящее время в стадии доработки и. согласования с заинтересованными организациями находится проект Программы развития угольной промышленности Кузбасса до 2010 г.
В соответствии с протоколом от 15 декабря 2004 г. # 1 заседания Координационного Совета по развитию угольной промышленности, охране труда, промышленной и экологической безопасности в Кемеровской области в течение 2005 г. будут разработаны:
проект программы комплексного улучшения состояния промышленной безопасности и охраны труда в угольной отрасли Кузбасса на 2005-2010 гг.
- рекомендации по решению экологических проблем, связанных с ведением горных работ предприятиями угольной промышленности Кемеровской области.
предложения по совершенствованию кадровой политики в направлении повышения уровня подготовки специалистов и аттестации их знаний.
Дополнительно, в целях защиты трудовых прав работников Федеральной службой по труду и занятости предложено предусмотреть в плане Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы подготовку изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ и другие законодательные и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, направленные на:
- совершенствование системы льгот и компенсаций за особые условия труда на основе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
совершенствование системы государственной экспертизы условий труда, льгот и компенсаций работникам за работу в опасных (вредных) условиях труда;
- повышение экономической заинтересованности работодателей в проведении мероприятий по охране труда и здоровья работников;
усиление ответственности работодателей и работников за обеспечение и соблюдение требований охраны труда.
Учитывая изложенное, представляется,: что внесенные предложения о необходимости образовать Правительственный Совет по охране труда и промышленной безопасности и разработать Национальную программу по охране труда и промышленной безопасности в настоящее время не имеют достаточного обоснования.
По факту аварий, на шахтах «Есаульская» и «Тайжина» Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору проведены расследования, и их материалы в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации в установленном порядке направлены в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности. По материалам расследования аварии на шахте «Есаульская» прокурором Куйбышевского района г. Новокузнецка 9 февраля 2005 г. возбуждено уголовное дело по статье 216 УК РФ, и по нему проводятся следственные мероприятия.
По предложениям о законодательном введении финансовой ответственности работодателя в случае гибели работника в виде единовременной выплаты сообщаем, что такие условия, могут устанавливаться положениями коллективного договора (соглашения).
По вопросу законодательного установления возможности проведения независимого расследования причин аварий по требованию представителей погибших с привлечением независимых экспертов сообщаем, что организация, назначение и проведение такого расследования находится в компетенции
правоохранительных органов или суда. Трудовым кодексом Российской Федерации установлен порядок проведения дополнительного расследования в случае несогласия доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая на производстве с выводами комиссии по его расследованию.
Исходя из вышеизложенного, основными направлениями решения проблем охраны труда в угольной отрасли по нашему мнению являются строительство новых современных и реконструкция действующих предприятий, внедрение в работу передовых технологий и современной техники, обеспечивающих вывод работников из опасных зон, повышение удельного веса открытой добычи угля, широкое распространение передового опыта работ, совершенствование системы оплаты труда в зависимости от состояния охраны труда и промышленной безопасности, активное использование коллективных договоров для закрепления ответственности работодателя и исполнителя за состояние охраны труда, наращивание кадрового потенциала и активное использование науки в решении поставленных вопросов.


Заместитель директора Департамента трудовых отношений

результате несчастного случая на производстве с выводами комиссии по его расследованию.
Исходя из вышеизложенного, основными направлениями решения проблем охраны труда в угольной отрасли по нашему мнению являются строительство новых современных и реконструкция действующих предприятий, внедрение в работу передовых технологий и современной техники, обеспечивающих вывод работников из опасных зон, повышение удельного веса открытой добычи угля, широкое распространение передового опыта работ, совершенствование системы оплаты труда в зависимости от состояния охраны труда и промышленной безопасности, активное использование коллективных договоров для закрепления ответственности работодателя и исполнителя за состояние охраны труда, наращивание кадрового потенциала и активное использование науки в решении поставленных вопросов.


  Заместитель директора Департамента трудовых отношений В.К. Свиоилов

 


<< Предыдущее письмоВсе письмаСледующее письмо >>

 
 

24.04.2016

Путин даже не вспомнил о профсоюзах

31.03.2016

Медведев переплюнул Шмакова

10.02.2016

Как профсоюзники «освоили» 90 миллионов

09.01.2016

Деление и вычитание

15.10.2015

Торговцы в профсоюзном храме

22.07.2015

От «откатов» до заката

Сегодня

18.10.2017
Яндекс.Метрика


Ссылки
Санатории России

 

115093, г.Москва, ул. Люсиновская, д.39, стр.5, подъезд 1, этаж 4

Тел.: 8 (909) 632-91-46

e-mail: profcenter@inbox.ru

Разработано в 2004